АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальнй номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

Золото сплавляют за границу

Правительство в ближайшее время расширит экспортные возможности золотодобывающих компаний, дав им право на получение генеральных лицензий на экспорт золота. Эта идея прорабатывается давно, но приобрела особую актуальность в апреле: ЦБ, приобретавший в 2019 году половину производимого в РФ золота, прекратил закупки, что приводит к снижению ликвидности металла.

Премьер Михаил Мишустин в ближайшее время подпишет постановление о выдаче генеральных лицензий на экспорт аффинированного золота и аффинированного серебра в виде слитков, сообщили “Ъ” два источника, знакомые с ситуацией. Сейчас золотодобывающие компании могут экспортировать металл только по разовым лицензиям, которые привязываются к конкретному контракту.

Таким образом, компании будут уравнены в экспортных правах с банками.

Представитель Минпромторга подтвердил “Ъ”, что доработанный проект постановления внесен в правительство. «Необходимость оформления разовых лицензий, которые выдаются только на конкретный внешнеторговый контракт, является одним из сдерживающих факторов при экспортных операциях в отрасли. Перед министерством к 2024 году стоит задача достичь объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров на уровне $250 млрд, включая экспорт металлопродукции, в том числе аффинированные драгметаллы. С введением практики выдачи генеральных лицензий Минпромторг рассчитывает на увеличение количества внешнеторговых контрактов и достижение поставленных к 2024 году целей»,— пояснил замглавы Минпромторга Алексей Беспрозванных. В прошлом году экспорт золота, по данным Минпромторга, вырос в денежном выражении в восемь раз, до $6 млрд (около 12,5% от всего экспорта металлов из России).

Катализатором идеи предоставления производителям золота полноценного доступа к экспорту стали действия ЦБ, который с 1 мая 2019 года начал закупать золото на внутреннем рынке с дисконтом по отношению к цене Лондонской ассоциации рынка драгоценных металлов (LBMA). Величина дисконта выросла с 0,05% до 0,12% к концу году. Самостоятельный экспорт для золотодобывающих компаний в таких условиях стал более выгодным.

«Мы предвидели возможные проблемы с уменьшением ликвидности еще в прошлом году, после введения ЦБ дисконта, и начали работу по лоббированию генеральных лицензий»,— комментирует председатель Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба.

По его словам, необходимость генлицензий стала еще более актуальной после того, как ЦБ с 1 апреля прекратил закупку золота на внутреннем рынке.

Сергей Кашуба подчеркивает, что регулятор не обсуждал с банками и компаниями свои планы по прекращению закупок и не назвал причины такого решения. Эти действия вкупе с резким сокращением авиасообщения снижают ликвидность золота, говорит господин Кашуба. Национальная финансовая ассоциация жаловалась в правительство 7 апреля на то, что из-за закрытия международного авиасообщения экспорт драгоценных металлов почти остановлен.

Представитель «Полюса» заявил, что компания приветствует решение правительства о предоставлении генеральных лицензий золотодобытчикам. «Это своевременный шаг в условиях сокращения объема закупки золота со стороны ЦБ»,— заявил он. По словам представителя Polymetal, необходимость получения крупными участниками отрасли разовых лицензий — избыточная бюрократия и один из наиболее явных сдерживающих факторов при экспортных операциях. При этом спрос на физическое золото на глобальных рынках остается стабильно высоким, в том числе на фоне приостановки производства в некоторых регионах, добавляет другой собеседник “Ъ”.

По словам Бориса Красноженова из Альфа-банка, ЦБ в 2019 году купил около 50% золота, производимого в России, поэтому прекращение закупок весьма существенно для отрасли. На мировом рынке складывается дефицит физического золота, отмечает эксперт, если золотодобывающие компании получат генеральные лицензии на экспорт, они смогут оптимально отрегулировать свои маркетинговые программы.