АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальный номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

Выехали на дизеле

Объем российского экспорта продолжает расти, пусть и не в денежном, а в натуральном выражении. Китайский средний класс без ума от нашего шоколада и меда, в Индии востребованы вода и экологически чистые продукты, в Африке - автомобили, в Азии - косметика и часы

Что продает наша страна за рубеж, помимо ресурсов, "РГ" рассказал директор по экспортной политике и анализу Российского экспортного центра (РЭЦ) Михаил Снег.

По каким товарам наши экспортеры сегодня лидируют?

Михаил Снег: Россия входит в число мировых лидеров по поставкам оборудования для АЭС, стальных (в т.ч. легированных) и железных полуфабрикатов, медной проволоки, аммиака и практически всего ассортимента минеральных удобрений (в частности, калийных, азотных, смешанных), пшеницы, ячменя и подсолнечного масла, нефтепродуктов, распиленных лесоматериалов, а также ряда других товаров. Кроме того, в последние годы экспортеры увеличивают свою долю в мировом экспорте асфальта, циклических углеводородов, соевого и рапсового масла, специальных стальных профилей, бумаги и картона, термически полированного стекла и других товаров.

Какие несырьевые товары наиболее перспективны в плане экспорта?

Михаил Снег: Товарный ассортимент российских поставок на восток заметно расширился. По ряду товаров наш экспорт в Китай вырос на десятки миллионов долларов, в том числе за счет поставок легковых автомобилей, вычислительных машин, испытательных стендов, специальных видов арматуры и металлоконструкций, соевого масла. Например, экспорт легковых автомобилей с дизельным двигателем от 2,5 литра вырос до 25 миллионов долларов с 1,3 миллиона годом ранее. А в Германию за последний год поставки российских частей вычислительных машин выросли на 70,5 процента.

Как изменилась структура экспорта за последние 1-2 года?

Михаил Снег: Наметился положительный тренд экспорта высокотехнологичной продукции. За четыре года ее объем вырос почти на 50 процентов (с 7,4 миллиарда в 2011 году до 11 миллиардов в 2015 году). Увеличилась доля машинно-технической продукции, а также товаров химпрома и АПК. Квота несырьевого экспорта в ВВП выросла с 12,5 процента до 14,1 процента.

Индекс физического объема экспорта по несырьевым товарам вырос на 6,3 процента, по промпродукции высокой степени обработки - на 14,9, по машинно-технической продукции - на 8,4. Однако рост физического объема несырьевого экспорта сопровождался снижением показателей стоимости. Но если не рассматривать продукцию нефтегазовой отрасли, металлы и другие товары с низким уровнем передела, цены на которые упали вместе с ценами на сырье, то и в стоимостном выражении несырьевой экспорт не сократился.

Какие товары и продукты преобладают в нашем несырьевом экспорте?

Михаил Снег: Его структура постепенно меняется в сторону неэнергетических товаров. Наиболее отчетливо это видно на примере увеличения в несырьевом экспорте доли машинно-технической, сельскохозяйственной, химической и металлургической продукции (суммарно 56 процентов в 2015 году). Доля топливно-энергетических товаров в несырьевом экспорте с 2012 года снизилась до минимума (37 процентов в 2015 году).

Какова сегодня география экспорта?

Михаил Снег: Основными регионами сбыта остаются Западная Европа и СНГ: на них приходится более 50 процентов российского несырьевого экспорта. При этом в последние годы увеличивается доля Восточной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, а также Северной Америки. Рост российского несырьевого экспорта ожидается в страны ЕАЭС благодаря расширению внутриотраслевой торговли и развитию кооперационных поставок. Кроме того, рост спроса на нашу продукцию ожидаем во Вьетнаме, с которым ЕАЭС заключил соглашение о свободной торговле. Хорошими перспективами обладают страны, по которым прорабатывается создание зон свободной торговли - Египет, Индия, Израиль, Иран, Республика Корея.

Для российской аграрной и промышленной продукции есть значительный потенциал экспорта в густонаселенные развивающиеся страны так называемого "второго эшелона" - Индонезию, Мьянму, Пакистан, Бангладеш, Нигерию, Эфиопию. В ближайшие годы ожидается значительный рост российских поставок на рынки АСЕАН, чему будет способствовать развитие институциональной и договорно-правовой базы сотрудничества.

По мнению ряда экспертов, заниженный курс рубля и удорожание в связи с этим импортного оборудования и сырья сдерживают рост выпуска промышленных товаров. На ваш взгляд, возможности слабого рубля уже исчерпаны?

Михаил Снег: Для развития экспорта эффект слабого рубля еще долго будет играть важную роль, обеспечивая российскую продукцию ценовым преимуществом. Однако это будет относиться прежде всего к продукции с низкой долей или вообще отсутствием импортной составляющей в производстве. В ином случае наши производители, которым приходится закупать зарубежное сырье для производства экспортной продукции, несут дополнительные расходы. Эффект слабого рубля для таких компаний нивелирован. Так существующая конъюнктура подстегивает процесс локализации.

В этом году РЭЦ открывает за рубежом торговые дома. Первые из них будут открыты в Индии, Вьетнаме, Аргентине, ЮАР, Австрии, Казахстане и Таджикистане. Приоритетные страны были определены, исходя из прогнозируемого спроса на отечественные продукты на этих рынках и анализа потребностей иностранного бизнеса. Критериями выбора этих стран стали стратегические приоритеты российских торгово-экономических отношений. Кроме того, заявленные страны чаще всего фигурируют в планах поддержки клиентов РЭЦ. Явный интерес со стороны зарубежных партнеров прослеживается во Вьетнаме, Индии, Китае, Аргентине и Казахстане.

РЭЦ формирует торговые дома при участии российских торгпредств. При этом за торгпредствами остаются функции по поддержке и организации бизнес-миссий, подготовка путеводителей для бизнеса, содействие заключению и реализации международных соглашений.

На первом этапе загранпредставители РЭЦ проанализируют экономическую ситуацию в стране и выявят запросы местного бизнеса. Это позволит определить приоритетные товары для экспорта и будущих резидентов в конкретной стране. На втором этапе планируется собственно открытие торговых домов и начало операционной деятельности. Позже торговые дома смогут оказывать широкий спектр инфраструктурных услуг, облегчая присутствие российских компаний на внешних рынках: услуги виртуального офиса, сервисные точки, складская инфраструктура, маркетинговое продвижение.

Все новости

X
00:60