В России прошли массовые акции дальнобойщиков против сбора за проезд тяжелых грузовиков
Разъяснения экспертов по сертификации
Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ
В России прошла забастовка дальнобойщиков, протестовавших против введенного правительством сбора для проезда грузовиков весом от 12 т. Всего, по оценкам организаторов, акция прошла в 25–30 регионах. В Московской области около 60 грузовиков выстроились на обочине 31-го км трассы «Дон». В Новосибирске более 370 автомобилей растянулись на 15 км. Акции состоялись не менее чем в 18 регионах и собрали водителей более 1000 машин
Правительство превентивно пошло на некоторые уступки перевозчикам, снизив во вторник тариф: вместо 3,73 руб. за 1 км пути перевозчики с 15 ноября будут платить 1,53 руб., а с 1 марта 2016 г. – 3,06 руб. до конца февраля 2018 г. В среду первый замминистра транспорта Евгений Дитрих сообщил, что штрафы за неоплаченный проезд будут взиматься только в Московской области, в остальных субъектах – с мая 2016 г.
Он сообщил, что оператор системы сбора платы («Платон») «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС; в равных долях принадлежит фонду «РТ-инвест» и сыну Аркадия Ротенберга Игорю) и ГИБДД Московской области провели испытания системы контроля – в Подмосковье она полностью развернута и заработает с 15 ноября. Министр транспорта Максим Соколов заявил «России 24», что акция дальнобойщиков – попытка бизнеса повлиять на давно принятые и известные решения.
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко сказал «Ведомостям», что словам замминистра не верит, а решение, исключающее Подмосковье, не может быть реализовано. По его словам, РТИТС до 15 ноября должен был обеспечить 2 млн бортовых устройств, 471 контрольную рамку и около 100 мобильных комплексов, однако в октябре ассоциация провела опрос, который показал, что по регионам установлено не более 100 рамок. Как ранее говорил глава Росавтодора Роман Старовойт, к запуску системы РТИТС должен поставить лишь 20 рамок.
Перевозчики заявляли, что готовы провести акцию 15 ноября, остановив машины в любых рядах на выездах на федеральные трассы. «После 15 ноября проводить акции не придется, поскольку транспорт встанет. «Платон» – проблема не перевозчика, а реального сектора экономики», – полагает Войтко. Председатель совета НП «Грузоавтотранс» Владимир Матягин говорит, что они проведут обсуждение с организаторами акции в Московской области: «Позиция должна быть консолидирована – Подмосковье тоже не должны трогать, потому что завтра и по остальным регионам могут отменить принятое решение».
Матягин отмечает, что система не готова к введению тарифов. В Германии перед введением такой системы ее тестировали два года, отмечает он: «РТИТС мог бы проанализировать, сколько перевозчики ездят по трассам. Они говорят, что одна машина проезжает 8500 км в год, и планировали собрать 50 млрд руб. Однако, по нашим подсчетам, одна машина проезжает 15 000–20 000 км в год, значит, денег будет собрано больше, а это означает, что можно снизить тарифы». «Это последняя попытка отдельных компаний и ассоциаций пойти на шантаж государства», – говорится в сообщении Росавтодора.
О том, что тариф в 3,73 руб. превратит жизнь перевозчиков «в борьбу за выживание», обернется «транспортным коллапсом», «гиперинфляцией и народными волнениями», премьера Дмитрия Медведева за последнее время предупреждали не менее шести раз более 70 ассоциаций и союзов транспортников, ритейлеров, производителей и строителей. Владимиру Путину доложено об акции дальнобойщиков, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
У большинства людей акция не вызвала реакции, поскольку она сугубо профессиональная, сказал экономист Евгений Гонтмахер, «представители других отраслей ее не поддержали». Дальнобойщики являются одной из самых организованных групп, но они не индикаторы общественной активности, говорит политолог Михаил Виноградов. Однако он считает, что акция – тревожный сигнал и повод для власти отрегулировать механизм реагирования на критические ситуации: «Говорить, что акция перекинется на другие социальные группы, преждевременно, хотя многое зависит от ошибок, которые допустит или не допустит власть при урегулировании».
Ведомости
Все новости