В приоритете - безбумажные технологии
Разъяснения экспертов по сертификации

Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ
В данной статье речь пойдет о ходе и приоритетах развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также о наиболее значимых вопросах, которые на этом пути приходится решать и органам власти, и бизнесу.
Сразу уточню, что при ее подготовке я использовал основные положения своего доклада, который был представлен участникам первой Международной конференции «Freight.Digital 2019: Цифровизация международных контейнерных перевозок», которая состоялась 19-20 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге.
Она была организована информационно-аналитическим агентством Sea News, под эгидой Евразийской экономической комиссии и Российского союза промышленников и предпринимателей, а также при активном участии ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», которое организовало познавательную экскурсию для участников по контейнерному терминалу Большого порта Санкт-Петербург. Мероприятие, собравшее ведущих представителей транспортно-логистического рынка как из России, так и из-за рубежа, прошло с большим успехом и в целом получило высокую оценку со стороны участников, заявивших о желании продолжить начатый диалог.
Прежде всего хочу отметить, что в настоящее время группой экспертов ведется работа над проектом Концепции развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов ЕАЭС. Ее основной целью является практическая реализация методологии, которая позволит отказаться от бумажных документов не только в морских пунктах пропуска, но и в морских портах в целом.
Концепция, которую планируется принять на уровне глав правительств государств - членов Союза в 2020 году, готовится Экспертной группой по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска. В ней будут определены цели, задачи, этапы и основные направления развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств – членов ЕАЭС, а также выработаны пути создания и развития «морского единого окна» как механизма «единого окна» в морском пункте пропуска. Он должен стать подсистемой и неотъемлемой частью национальной системы механизма «единого окна».
Общий срок реализации Концепции установлен до 2030 года. Процесс решено разбить на два этапа. В ходе первого (2020-2025 годы) предполагается решить задачи, связанные с созданием условий для перехода на «безбумажные технологии» в морских пунктах пропуска и морских портах. При этом государствам - членам Союза надлежит обеспечить соблюдение требования об однократном представлении данных и их многократном использовании.
При этом сохранится возможность передачи в отдельных случаях информации в виде электронных документов без использования бумажных документов. Предполагается установить единый перечень данных, которые будут доступны всем пользователям «морского единого окна». Для обеспечения его устойчивого функционирования сформируют уполномоченный орган и определят оператора.
В ходе второго этапа (2026-2030 годы) в морских пунктах пропуска и портах должен быть осуществлен переход на «безбумажные технологии», а также обеспечен переход к обмену данными без использования информации в виде электронных сканированных копий документов. Отмечу, что в ходе работы над Концепцией обсуждается много проблемных вопросов взаимодействия с государственными контролирующими органами, в том числе при проведении санитарного, фитосанитарного, ветеринарного контроля.
Здесь следует признать, что на данный период в отношении «морского единого окна» имеются разногласия. Для определения путей их устранения Экспертной группой подготовлен перечень вопросов, которые являются наиболее дискуссионными в ходе работы над Концепцией. При содействии Информационно-аналитического агентства SeaNews он был направлен экспертам. Мы будем очень признательны за ответы на поставленные вопросы. Их уже прислали финские коллеги, за что им очень благодарны.
Отмечу, что Департамент транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) уделяет особое внимание работе по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов ЕАЭС. Как уже говорил, в ее основу положен проект по созданию «единого окна» в сфере морского транспорта. Безусловно, больше всех в реализации задуманного заинтересована Российская Федерация, поскольку в рамках Союза лишь она имеет выход к открытому морю (Мировому океану).
На ее внешней границе сейчас функционируют 67 морских пунктов пропуска. У Казахстана, который, как и наша страна, является прикаспийским государством, 3 морских пункта пропуска. При этом Армения, Беларусь, Казахстан и Российская Федерация являются членами Международной морской организации (IMO). В силу своего географического расположения пятый участник ЕАЭС - Кыргызская Республика - никак не вовлечен в морскую тематику.
При этом в Союзе экономическая интеграция осуществляется в сфере всех без исключения видов транспорта: автомобильного, воздушного, водного и железнодорожного. Работа по данному направлению началась практически сразу после создания Союза. Его основы и принципы зафиксированы в договоре, подписанном 29 мая 2014 года. Сегодня территория ЕАЭС превышает 20 млн квадратных километров. На ней проживает свыше 182 млн человек.
Применительно к транспортной составляющей, Союз располагает 1,6 млн километров автомобильных дорог и 105 тыс. километров железных дорог. Кроме того, в государствах – членах Союза в эксплуатации находятся 107,5 тыс. километров внутренних водных путей, работают более 100 международных аэропортов и 70 морских пунктов пропуска через внешнюю границу.
Государства - члены Союза крайне заинтересованы в наращивании возможностей своего транспортного потенциала, в том числе за счет совершенствования работы имеющейся инфраструктуры, упрощения процедур международной торговли с учетом мирового опыта. По мнению экспертов, решению многих проблем, имеющихся в сфере транспорта, в значительной мере будет способствовать создание и внедрение современных безбумажных цифровых технологий, которые являются технологической основой механизма «единого окна». Решение о его развитии в системе регулирования внешнеэкономической деятельности было принято в 2014 году, причем на уровне глав государств ЕАЭС.
За пять лет существования Союза Евразийская экономическая комиссия прошла большой путь в своем становлении и развитии. В этой работе вместе с нами участвовали коллеги из ЕЭК ООН, СЕФАКТ ООН, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организации. Одним из ее практических результатов стало принятие в 2019 году на уровне глав правительств государств - членов Союза Описания эталонной модели механизма «единого окна». В нем установлены основные требования к национальным механизмам «единого окна».
В ЕЭК вопросами реализации проекта «единое окно» занимается специальная Рабочая группа, в рамках которой на площадке Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК под моим непосредственным руководством сформированы тематический блок «Транспорт и логистика» и специальная экспертная группа. Входящие в их состав специалисты с 2017 года занимаются проблематикой, связанной с решением вопросов развития электронного документооборота в воздушных, железнодорожных и морских пунктах пропуска государств - членов ЕАЭС.
Хочу особо отметить, что транспорт представлен и в «цифровой повестке» Евразийского экономического союза. Одной из ее приоритетных инициатив является создание экосистемы цифровых транспортных коридоров, в которых, безусловно, будет представлена морская составляющая при перевозках грузов через морские порты, действующие на территории Союзе.
Отмечу, что в Комиссии подготовлены и уже приняты решения о предварительном информировании таможенных органов, в том числе при перевозках водным транспортом. Этими решениями предусмотрена передача сведений в формате электронных данных без применения сканированных и бумажных документов. Сейчас таможенный блок ЕЭК определяет степень готовности информационных систем таможенных органов к такому переходу, выявляет проблемные вопросы, которые могут возникнуть при практическом применении новых технологий.
Особо подчеркну, что их внедрение уже начало кардинально изменять технологию работы в морских пунктах пропуска и морских портах, появилась реальная возможность минимизировать применение бумажных и сканированных документов. В ближайшее время работа в данном направлении будет продолжена. Нам предстоит не только доработать проект Концепции развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов ЕАЭС, но и создать условия для ее реализации в установленные сроки.