Турецкие комплектующие буксуют на границе
Разъяснения экспертов по сертификации
Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ
Проблемы с поставками турецких автокомпонентов в Россию, возникшие после введения санкций против Турции, не удалось решить до сих пор. Вице-губернатор правительства Петербурга Сергей Мовчан, курирующий промышленность, уже направил официальное обращение в ФТС с просьбой пропустить импортные товары, необходимые для машиностроительных компаний города
Под ударом оказались как минимум три компании: автозавод Toyota, дочерняя структура "Силовых машин" и две фабрики BSH Group в Стрельне. Последние уже остановили сборку стиральных машин, а холодильники собирают "последний день". При этом, по данным "Ъ", проблемы с ввозом компонентов для других российских автозаводов тоже до сих пор сохраняются.
Правительство Петербурга попросило Федеральную таможенную службу (ФТС) разблокировать импорт сырья и комплектующих из Турции, необходимых для работы предприятий города. Речь идет, в первую очередь, о петербургских автозаводах — Toyota, Nissan, Hyundai. Как сообщили сегодня в петербургской администрации, официальное обращение вице-губернатора Сергея Мовчана направлено первому заместителю руководителя ФТС Владимиру Малинину. В пресс-службе вице-губернатора Сергея Мовчана подтвердили факт существования письма.
Прокомментировать ситуацию подробнее согласился председатель комитета по промышленной политике и инновациям правительства Петербурга Максим Мейксин. Он подчеркнул, что проблема носит серьезный характер. "Невозможно собрать автомобиль даже без трех деталей из тысячи. Логистика автопредприятия выстроена таким образом, что запаса хватает на два дня, и задержка поставок в несколько дней приводит к полной остановке конвейера", — объяснил господин Мейксин.
Представители автомобильного завода Toyota и компании "Тойота Мотор" в течение рабочего дня не отвечали на телефонные звонки. Максим Мейксин утверждает, что автозавод в Шушарах еще работает. При этом у комитета нет информации, как долго предприятие сможет обходиться без поставок комплектующих.
Проблемы с поставками турецких автокомпонентов затронули не только петербургские автозаводы, но и других крупных российских автопроизводителей, о чем рассказывал "Ъ" 4 ноября. Несмотря на заверения ФТС, по данным автопроизводителей, ситуация с поставками не стабилизировалась до сих пор. Трудности с ввозом турецких комплектующих сохраняются, в частности, для Renault и "АвтоВАЗа", рассказывают источники "Ъ".
Причем еще 2 декабря вице-премьер Аркадий Дворкович утверждал, что проблема с поставками из Турции для "АвтоВАЗа" разрешена: "таможня обеспечивает доступ на российский рынок необходимых нам компонентов". В тот же день ФТС заявила, что в целом автокомпоненты и скоропортящиеся товары из Турции идут без задержек, а остальное проходит стопроцентный контроль. Таким образом, прошло 10 дней с официального заявления о беспрепятственном допуске товаров, но по факту ничего не изменилось ни у "АвтоВАЗа", ни у остальных игроков — комплектующие продолжают досматривать в усиленном режиме, например, отправляют на "тест на радиацию", делятся в одном из концернов. Основная проблема сейчас практически у всех автоконцернов с сервисными запчастями, уверяют в другой компании, а "комплектующие для завода, хоть и очень медленно, но поступают".
По словам Максима Мейскина, в Петербурге проблема коснулась не только автозаводов, но и "Силовых машин" Алексея Мордашова, впускающих энергооборудование. "Для создания трансформаторных подстанций нужна специальная турецкая бумага. Заместить эти позиции можно, проблема не в этом. Просто с момента заключения договора до первых поставок проходит обычно два-три месяца, предприятиям нужно время, чтобы выстроить новые кооперационные связи",— сказал чиновник. По словам Максима Мейксина, оперативный штаб под руководством господина Мовчана работает уже неделю. "Последние переговоры с Федеральной таможенной службой прошли сегодня. В ФТС обещают, что в ближайшее время ситуация нормализуется",— добавил председатель комитета Смольного.
В пресс-службе "Силовых машин" "Ъ" пояснили, что блокировка поставок коснулась дочерней структуры предприятия — ООО "Силовые машины — Тошиба. Высоковольтные трансформаторы", производящего оборудование для энергетических компаний. "Одна машина с 3 декабря не может пройти таможенный пост в Брянской области, другая с конца ноября — Санкт-Петербургский таможенный пост", — говорят в компании. По данным пресс-службы, речь идет о деталях изоляции (электротехнический картон) для обмоток трансформаторов, изготовленных на заводах компаний Weidmann и Enpay в Турции.
"Данная продукция закупается за рубежом на постоянной основе, поскольку в России нет производителей ламинированного электротехнического картона", — говорят в "Силовых машинах". Без задержанных на таможенных пунктах изоляционных материалов невозможно достроить два трансформатора 330 кВ для подстанции "Талашкино", а также трансформатор 110 кВ для подстанции "Московская товарная". Первый объект принадлежит ФСК ЕЭС, второй — петербургскому АО "СПб ЭС".
Впрочем, в компании подчеркнули, что производственная деятельность СП "Силовых машин" и Toshiba не останавливается, завод функционирует в рабочем режиме. "Предприятие выполняет девять заказов. Работа приостановлена только над тремя трансформаторами. Сложности с поставками не повлияют на сроки выполнения заказов", — добавили в пресс-службе "Силовых машин".
В Стрельне, на территории промышленной зоны "Нойдорф" находятся две фабрики BSH Group (выпускает бытовую технику под брендами Bosch и Siemens). Мощность первой составляет 500 тыс. холодильников, второй — 450 тыс. стиральных машин в год. Рядом с производствами находится действующий логистический центр, обеспечивающий отправку готовой продукции. Собеседник "Ъ" в компании подтвердил наличие трудностей с поставками комплектующих турецкого производства. "Все абсолютная правда. С 24 ноября прибывавшие на границу грузы так до сих пор ничего и не прошли. Фабрика стиральных машин уже остановилась, фабрика холодильников дорабатывает последний день", — рассказал он "Ъ".
По его словам, на границе "застряла" оснастка и прочая высокотехнологичная продукция. "Многие поставщики работают на весь концерн — это 43 завода по всему миру. И переориентация займет три-четыре месяца. Даже если сможем найти альтернативу по качеству и цене, процесс займет очень большое время. По нашим оценкам, убытки приблизятся к 10 млн рублей", — сказал собеседник издания. Всего в Турции находятся более 30 поставщиков продукции для "БСХ Бытовые приборы". В том числе еще одна дочка немецкой BSH, расположенная вблизи Стамбула. Она делает "высокотехнологичные узлы", используемые заводами в Стрельне. "Сейчас мы оперативно ищем альтернативных поставщиков, в том числе местных. Стоит отметить, что правительство Петербурга оказывает нам содействие в этом поиске", — добавил собеседник "Ъ" в компании.
После того как обращение вице-губернатора Мовчана было опубликовано в федеральных и региональных СМИ, в ФТС заверили, что приняли все необходимые меры по обеспечению ввоза из Турции товаров для промышленных предприятий. Также в ведомстве утверждают, что автокомпоненты для автомобильных заводов теперь беспрепятственно проходят через границу.
Коммерсант
Все новости