Путин согласовал квоты на вывоз угля из Хакасии, Бурятии и Тувы
Разъяснения экспертов по сертификации
Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ
Президент согласился закрепить дополнительный вывоз 9 млн т угля из Хакасии, Бурятии и Тувы. Экспорт из этих регионов упал почти вдвое из-за роста добычи в Якутии, а работающие там СУЭК и "Коулстар" могли недополучить $1 млрд
Президент Владимир Путин согласился "закрепить в приоритетном порядке" дополнительный вывоз 9 млн т угольных грузов по железной дороге в восточном направлении из Хакасии, Бурятии и Тувы в 2022 году.
Это следует из письма его помощника Игоря Левитина от 24 декабря 2021 года со ссылкой на предложение правительства. На этом документе Путин оставил подпись: "Согласен". У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник среди крупных грузоотправителей — клиентов РЖД.
Письмо о необходимости обеспечить приоритетный вывоз угля из этих трех регионов Путину еще 9 декабря направил первый вице-премьер Андрей Белоусов (у РБК есть копия). Он предлагал поручить РЖД вывезти из Хакасии и Бурятии в этом году в общей сложности около 18 млн т угля (по 9 млн т из каждой республики, в квоту Хакасии входит 0,4 млн т поставок угля из Тувы). Подобный механизм уже несколько лет действует для Кузбасса: региону в 2021 году гарантирован вывоз 53 млн т угля к портам Дальнего Востока, а в 2022-м — 58 млн т (+5 млн т).
"Мы традиционно не комментируем служебную переписку", — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. РБК направил запросы представителям первого вице-премьера Андрея Белоусова и "Российских железных дорог" (РЖД).
Зачем регионам понадобились квоты на вывоз угля
Предложенные к гарантированному вывозу 18 млн т угля — это среднегодовые показатели его экспорта из Бурятии и Хакасии в 2018–2020 годах, следует из письма Белоусова. В 2020 году из Хакасии РЖД вывезли на экспорт в порты Дальнего Востока 11,5 млн т угля, а из Бурятии — 9,8 млн т. Но в 2021 году погрузка угля по Транссибу и БАМу из этих двух регионов сократилась на 40–60%. По оперативным данным, в 2021 году Бурятия вывезла на восток 5,9 млн т угля, Хакасия — 5 млн т, сообщил РБК представитель РЖД.
Основным производителем угля в Бурятии и Хакасии является СУЭК Андрея Мельниченко, ежегодно добывающая в России более 100 млн т угля (в 2020 году добыча угля компании снизилась на 5%, до 101,2 млн т, итоги 2021 года пока не объявлены). В Хакасии еще около 3 млн т угля в год добывает "Коулстар" Эдуарда Худайнатова. В Туве, сильно уступающей соседям по объему добычи, этим бизнесом занимается Тувинская горнорудная компания.
В 2021 году РЖД не вывезли более 10 млн т из Хакасии и Бурятии, что для угольных компаний (СУЭК и "Коулстара") может стать упущенной выгодой в размере более $1 млрд, учитывая среднюю цену энергетического угля за год на уровне $109 за тонну, подсчитал управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Это привело к потерям и для региональных бюджетов, пишет Левитин в письме Путину.
Гендиректор СУЭК Степан Солженицын ранее призывал власти разработать недискриминационный алгоритм вывоза грузов. "От отсутствия такого прозрачного механизма распределения квот на вывоз грузов страдает, например, Бурятия, которой сократили квоты на 75%", — отмечал он. Представители СУЭК и "Коулстара" отказались от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службы правительств Бурятии, Хакасии, Тувы и Тувинской горнорудной компании.
Из-за чего два региона лишились части экспорта
Падение экспорта из Бурятии и Хакасии более чем на 10 млн т произошло из-за роста объемов вывоза угля из Якутии — в первую очередь с Эльгинского месторождения, принадлежащего "А-Проперти" Альберта Авдоляна. "Дополнительную загрузку восточных участков БАМа в прошлом году обеспечила активизация новых угольных предприятий, работающих в основном в Якутии: например, при среднегодовом показателе погрузки данного региона 8,9 млн за период 2018–2020 годов в 2021 году объемы выросли до 21,2 млн т", — отмечает представитель РЖД.
"Эльгауголь", которая в апреле 2020 года перешла под контроль компании Авдоляна, в первом полугодии прошлого года увеличила добычу на 300%, до 7,5 млн т, а по итогам года планировала ее довести до 18 млн т (против 7 млн т в 2020 году). Объем добычи угля в Якутии по итогам 2021 года может вырасти в полтора раза, с 20,1 млн т до 30 млн т, что станет рекордом для республики, отмечал министр промышленности и геологии республики Максим Терещенко.
"Только в этом году у нас по восточному направлению поехало 6 млн т якутского угля. В прошлом году, в первом полугодии, это было 0,5 млн т, — говорил Белоусов в июле 2021 года. — Вот этот прирост на 6 млн т при фактическом отсутствии роста провозных возможностей РЖД кого-то должен был выбить". Он тогда указывал, что вместе с региональными чиновниками "буквально в ручном режиме" решается вопрос, как вывезти недостающие объемы.
Для решения проблемы с вывозом якутского угля Авдолян предложил построить частную железную дорогу от Эльгинского месторождения до Охотского моря Эльга — Чумикан и порта. Но при этом он попросил РЖД о пятилетнем договоре на вывоз 30 млн т сырья по существующей инфраструктуре — на время строительства дороги. В РЖД и правительстве пока не принято окончательного решения по этому проекту. РБК направил запрос представителю "А-Проперти".
При каком условии вывоз угля будет гарантирован
По данным РЖД, перевозки угля на Восточном полигоне (Транссиб и БАМ) в прошлом году в целом выросли на 0,3 млн т, до 101,2 млн т. По магистрали также было перевезено еще 44 млн т грузов, имеющих более высокий приоритет, в том числе нефтепродукты, удобрения, зерно и контейнеры.
Белоусов в письме Путину от 9 декабря называет выделение квот для Хакасии, Бурятии и Тувы "обоснованным" решением в связи с планируемым увеличением провозной способности БАМа и Транссиба в 2022 году на 14 млн т, до 158 млн т. Практически весь прирост пропускной способности Восточного полигона будет отдан на перевозку угля на экспорт из четырех регионов (5 млн т из Кузбасса плюс 9 млн т из Хакасии, Бурятии и Тувы), отмечает Левитин в письме, отправленном на две недели позже. Вывоз из этих регионов станет более приоритетным по сравнению с остальными грузами из других регионов Сибири и Дальнего Востока (включая Якутию), добавляет он. Доля угля в экспорте по Восточному полигону увеличится с нынешних 70% до примерно 75%.
Но дополнительный вывоз угля будет возможен только при условии развития Транссиба и БАМа — Левитин предложил поручить правительству "увязать" квоты в 2022 году с расширением Восточного полигона. В случае необходимости должны корректироваться объем экспорта и предоставляться соответствующий доклад на правкомиссии по транспорту 1 июля и 30 декабря, говорится в письме чиновника. Уже 30 декабря Белоусов разослал поручение в РЖД, Минтранс, Минэнерго и ФАС (у РБК есть копия), в котором говорится о необходимости увязки вывоза угля с увеличением пропускной способности Восточного полигона.
Как откладывалось расширение Восточного полигона
Сроки модернизации и расширения провозных возможностей БАМа и Транссиба неоднократно сдвигались. Счетная палата заявляла, что вместо 11 разъездов и 78 км дополнительных путей по итогам 2018 года был принят лишь один объект. В 2019 и 2020 годах инвестиции были освоены не полностью из-за проблем с подрядчиками и кадрами. Летом 2021 года президент Владимир Путин поручил правительству и РЖД найти виновных. В ноябре был арестован Юрий Рейльян, экс-владелец одного из крупнейших подрядчиков РЖД — "Спецтрансстроя". Его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере.
Все новости