Проверки на сифилис и туберкулез отпугивают инвесторов от РФ
Разъяснения экспертов по сертификации
Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ
Количество немецких компаний в России сократилось на 40% за десять лет
Введение в РФ регулярного медосмотра на сифилис, ВИЧ и туберкулез ускорило исход европейского бизнеса из России, который начался сразу после украинского кризиса. За эти годы количество компаний в нашей стране сократилось на 40%. А большая часть из оставшихся могут ускорить эвакуацию с российского рынка, предупреждают в торговой палате ФРГ. Причина – в возможном усилении антироссийских санкций и новых медицинских мерах по поиску венерических заболеваний не только среди мигрантиов из Азии, но также руководителей бизнеса из Европы. Эксперты "НГ" напоминают, что процесс оттока иностранного бизнеса из РФ начался уже после глобального финансового кризиса 2008–2009 годов. Немецкий бизнес считается одним из самых приспособленных к российской действительности. Дактилоскопирование и медкомиссии не должны стать серьезной причиной оттока бизнесменов, потому что аналогичные правила действуют во многих странах, говорят они. Правда, сами европейские руководители предприятий говорят, что именно неадекватные меры санитарного контроля стали для них последней каплей.
В 2011 году в России работало 6,3 тыс. компаний с германским капиталом, сегодня их осталось 3,6 тыс., подсчитали в Германо-российской внешнеторговой палате (ВТП). То есть за последние 10 лет из РФ ушли около 42% немецких компаний. Только за 2021 год их число сократилось на 8%. Палата предупредила об опасности "массового ухода" немецких фирм с российского рынка.
Основными причинами ухода германский бизнес называет опасность перерастания кризиса вокруг Украины в полномасштабный военный конфликт, угрозу введения Западом новых антироссийских санкций. К украино-санкционной тематике с конца декабря добавился еще один тревожащий зарубежных инвесторов фактор: в РФ приняли закон, по которому с марта 2022 года иностранные граждане, если хотят оставаться в РФ больше трех месяцев, должны сдать отпечатки пальцев и регулярно проходить медосмотры. Несколько европейских и американских бизнес-объединений выступили против этого закона, обязывающего проверяться на туберкулез, лепру (проказу), сифилис и ВИЧ.
"Страх перед войной из-за кризиса вокруг Украины, угроза новых санкций и дискриминирующие обязательные тесты для топ-менеджеров и инженеров представляют собой серьезные риски и вызывают недовольство", – заявил председатель правления ВТП Маттиас Шепп.
Власти РФ при этом, похоже, не видят проблем в сокращении числа иностранных компаний, работающих в России. На недавней встрече с руководителями ведущих итальянских компаний президент Владимир Путин пообещал максимально комфортные условия зарубежным инвесторам (в России работает около 500 итальянских бизнес-структур в самых разных отраслях). Он отметил, что из-за пандемии коронавируса деловые контакты оказались затруднены, а ситуацию в глобальной экономике назвал "волатильной", однако отметил, что за 11 месяцев прошлого года двусторонняя торговля выросла на 53,8% – до 27,5 млрд долл.
По данным Росстата, в январе-ноябре 2021 года внешнеторговый оборот России составил 709,9 млрд долл. (рост на 38,6% к январю-ноябрю 2020-го). На долю Евросоюза пришлось 251,2 млрд (рост на 45,6%), в том числе на Германию – 51,5 млрд (37,3%). Нидерланды стали вторым по величине товарооборота партнером РФ с 41,8 млрд. Восточное направление пока отстает, товарооборот со странами АТЭС составил 234,2 млрд (здесь также рост – на 35,4%), в том числе на Китай пришлось 126,1 млрд (во время встречи Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином на открытии Олимпиады называлась цифра 140 млрд по итогам года).
Опасения немецких компаний по поводу переориентации России на Восток значительно уменьшились еще в 2016 году. Немецкий бизнес не ожидает ухудшения отношений между Россией и ЕС, заявляли тогда представители ВТП. Только 15% из 152 опрошенных немецких компаний считали, что Россия будет развивать сотрудничество с Китаем, тогда как в 2015-м такой ответ дали почти 50% респондентов.
Свои опасения по поводу перспектив в России представители немецкого предпринимательского сообщества смогут, как ожидается, в ближайшее время выразить Владимиру Путину лично. По крайней мере в конце января в Восточном комитете немецкой экономики, который объединяет компании ФРГ в Восточной Европе и на постсоветском пространстве, заявляли, что встреча находится в стадии планирования. Впрочем, у крупного бизнеса, с которым обычно общаются власти, проблем меньше, чем у среднего, который в основном и закрывает представительства в тяжелые времена.
В России на уровне председателя правительства Михаила Мишустина и главы Минэкономразвития Максима Решетникова иностранным бизнесом занимаются в рамках Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), который действует с 1994 года и объединяет 53 крупнейшие иностранные компании из 18 стран. Их совокупный объем инвестиций в российскую экономику превышает 185 млрд долл., сообщается на сайте Минэкономразвития. Последнее заседание КСИИ проходило в октябре прошлого года. Тогда отмечалось, что общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику по итогам первого полугодия составил 11 млрд долл.
Решетников говорил, что качественно изменился характер диалога между Россией и иностранными компаниями. "Еще 7–10 лет назад мы выносили на КСИИ вопросы налоговой политики и вопросы, как работать в России. Сейчас на первый план выходит повестка, связанная с регистрацией прав собственности, реализацией зеленого финансирования, обеспечения энергоперехода, вопросы донастройки таможенно-тарифной политики с точки зрения ввоза комплектующих и экспорта из России готовой продукции", – сказал министр.
Все заявленные причины – от Украины до санкций и проверки при въезде – не являются новыми для РФ, поэтому вряд ли они стали причиной очередного сокращения в 2021 году числа иностранных предприятий в РФ, сообщил "НГ" директор департамента компании "Универ Капитал" Артем Тузов. "А вот экономический кризис на фоне пандемии подкосил экономику и для российских, и для немецких компаний. Для сохранения бизнеса нужно ужиматься, закрывать некоторые направления, в том числе и в РФ. Кроме того, иностранный капитал был рад работать в РФ, когда рынок уже был, а законов еще не было, тут можно было получать сверхприбыли. Сейчас это время ушло. Рентабельность бизнеса снижается, поскольку РФ постепенно возвращается в круг экономически развитых стран. Появился крупный долгосрочный капитал местного происхождения. И предприниматели из Германии, возможно, уже не видят экономического смысла продолжать работать в РФ", – утверждает Тузов.
Крупные западные компании еще как-то ищут варианты противостояния антироссийским санкциям, но средние – уходят под их давлением, сказал "НГ" политолог Андрей Суздальцев. "Сказывается и слабый рост российской экономики, низкие темпы роста доходов населения. После 2014 года в результате наших контрсанкций был нанесен сильный удар по компаниям, занимавшимся прямыми поставками товаров из Германии, в первую очередь речь о премиальных продуктах питания, которые нельзя замаскировать белорусскими этикетками", – говорит он.
С развитием российского бизнеса сокращается присутствие у нас инфраструктурных западных предприятий – их стало меньше среди посредников в инвестициях, консалтинге, логистике, продолжает эксперт. "Этот процесс начался задолго до крымских событий. Эпоха спекулятивного капитала у нас в 2010-х начала заканчиваться, поэтому стал уходить авантюрный капитал, присутствовавший в банковской, финансовой сфере, на фондовой бирже", – поясняет он.
Особого "поворота на Восток" пока не наблюдается, считает Суздальцев. "В Германии мы стараемся покупать высокотехнологичную продукцию инвестиционного цикла для производства. В таких сферах "сжатия" иностранного бизнеса почти не происходит. Стержневые компании, вроде "Сименса", работающего на нашем рынке уже 200 лет, сохраняют позиции", – говорит он. Причем, считает Суздальцев, именно немецкие компании станут первыми, кто быстро вернется и резко нарастит присутствие в РФ, если наша страна сможет вернуться к высоким (в 5–6%) темпам развития ВВП и доходам населения.
Карантинными и медицинскими мерами для иностранцев мы не изгоняем западный бизнес из РФ, считает Суздальцев. "У нас условия не хуже, чем в других странах Евразии, каких-то специальных мер по выдавливанию иностранных компаний из РФ нет. Дактилоскопирование, медсправки – все эти меры мы только копируем. Просто к нам привыкли относиться как к колонии. То есть по отношению к нашему бизнесу – любые ограничения, но как только мы делаем зеркальный шаг в ответ – это вызывает недоумение, как это аборигены, да еще проигравшие в холодной войне, посмели ответить", – рассуждает Суздальцев.
Все новости