Продать легко
Разъяснения экспертов по сертификации
Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ
По итогам 2015 года, свидетельствует таможенная статистика, во внешнеторговом обороте России подрастет доля стран, входящих в Евроазиатский экономический союз. При этом в денежном выражении объемы снизятся, но это уже общемировой тренд. Результаты года мы увидим ближе к весне, но вот за 10 месяцев 2015-го доля ЕАЭС составила 8,1% против прошлогодних 7,3%. Подросла в товарообороте РФ доля и некоторых стран СНГ
Тем временем Россия готовится к присоединению к Соглашению ВТО об упрощении процедур торговли (The WTO Trade Facilitation Agreement, TFA). Проблемы, которые здесь возникают, и некоторые другие вопросы таможенного администрирования эксперты обсудили на заседании совета ТПП РФ по таможенной политике.
Что касается присоединения к TFA, то, как отметила начальник отдела департамента торговых переговоров минэкономразвития Евгения Чарочкина, соответствующий законопроект уже одобрен правительством и скоро будет внесен в Госдуму. Затем наступит очередь ФТС, которая в течение 18 месяцев с момента вступления в силу закона должна подготовить изменения во внутреннее таможенное законодательство.
Впрочем, поскольку РФ принимала активное участие в подготовке TFA, большинство норм уже отражены как на национальном уровне, так и в проекте ТК ЕАЭС. Поэтому потребуется внести поправки в ФЗ "О таможенном регулировании" лишь в части уточнения порядка выдачи предварительных решений и в два таможенных административных регламента.
Тем не менее это соглашение принесет весьма значительные перемены, отметил директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Дмитрий Некрасов: если документы ВТО и даже Киотская конвенция носят рекомендательный характер, то TFA обязательно для исполнения всеми членами ВТО.
Правда, для вступления соглашения в силу требуется ратификация его двумя третями или 108 членами ВТО из 162, а пока к TFA присоединились только 63 государства. Поэтому реально оно вступит в силу не раньше конца 2016 года. "Однако разъяснительную работу надо начинать уже сейчас", - уверена руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина, предложившая, во-первых, экспертам совета ТПП РФ сделать сопоставительный анализ норм TFA и нашего законодательства, причем как действующего, так и будущего, то есть проекта ТК ЕАЭС, во-вторых, провести обучающие семинары для национальных таможенных служб.
Последнее крайне актуально, поскольку, подчеркнул вице-президент ТПП РФ Георгий Петров, "для нас самое важное, как это соглашение будет реализовываться ФТС: если применять его в полном объеме, работа ФТС должна быть перестроена".
А вот захочет ли ФТС перестраиваться - большой вопрос, считает вице-президент "Деловой России", руководитель рабочей группы АСИ по дорожной карте "Совершенствование таможенного администрирования" Виталий Сурвилло. Он сообщил о решении правительства продлить на неограниченный срок действие дорожной карты из-за неудовлетворительной реализации ее мероприятий.
С одной стороны, статистика выглядит красиво: из 67 пунктов не выполнено только три (разработка регламентов выдачи разрешений на товары, в отношении которых применяются запреты и ограничения; мониторинг процедуры выдачи сертификатов соответствия и регистрации деклараций соответствия; возможность внести денежный залог и предоставить банковскую гарантию в электронном виде). С другой, в 2015 году Россия в рейтинге Doing Business по показателю "международная торговля" заняла 170-е место, да и участники внешнеэкономической деятельности утверждают, что ситуация за последний год ухудшилась.
Причина этого парадокса, по мнению эксперта, заключается в том, что из 64 мероприятий, считающихся реализованными, 12 выполнены формально, 10 признаны исполненными исключительно на основании информации, полученной от ФТС, которую рабочая группа не может проверить, три пункта признаны выполненными, но на практике не применяются, еще три были приняты с до сих пор не исполненными условиями, и два пункта было снято самой рабочей группой.
"Все невыполненные пункты связаны с личностным фактором: пока конкретный таможенный инспектор лично принимает решение: выпустить товар или задержать, какие бы мероприятия мы ни проводили, кардинально ничего не изменится", - подвел неутешительный итог Виталий Сурвилло.
Российская газета
Все новости