Полчаса на импортера
Разъяснения экспертов по сертификации
Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ
В своем интервью газете "Российская Бизнес-газета" и.о. начальника Аналитического управления ФТС России Александр Васильев рассказал о том, как проходит процесс формирования и реализации "дорожной карты" "Совершенствование таможенного администрирования" и о взаимодействии с Агентством стратегических инициатив (АСИ), в которую входят предприниматели, участники внешнеэкономической деятельности, представители общественных, некоммерческих организаций, так или иначе связанные с таможенной сферой
Александр Васильев, и.о. начальника Аналитического управления ФТС России:
- В ноябре 2015 года правительство РФ подведет основные итоги реализации "дорожных карт", разработанных в рамках Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) по созданию благоприятного инвестиционного климата. Устранение лишних барьеров для бизнеса позволяет создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в российскую экономику и содействует ее дальнейшему развитию. Мы это понимаем и поэтому строим свои взаимоотношения с бизнесом в форме открытого диалога.
Процесс формирования и реализации "дорожной карты" "Совершенствование таможенного администрирования" стал новым форматом взаимодействия бизнеса и федеральных органов исполнительной власти. Впервые в процессе совместной работы приоритеты были отданы предложениям бизнеса. При этом ФТС России старалась и старается соблюсти баланс интересов государства и предпринимателей. В этом уникальность такого формата взаимодействия. Исполнение мероприятий "дорожной карты" оценивает специально созданная рабочая группа в Агентстве стратегических инициатив (АСИ), в которую входят предприниматели, участники внешнеэкономической деятельности, представители общественных, некоммерческих организаций, так или иначе связанные с таможенной сферой.
Первоначально исполнить все мероприятия "дорожной карты" планировалось в 2018 году. Но, идя навстречу пожеланиям бизнеса, президент РФ Владимир Путин принял решение о реализации "дорожной карты" до 1 декабря 2015 года.
Бизнес нам предлагает все новые и новые мероприятия, "дорожная карта" дополняется новыми пунктами. Так, в 2012 году было 39 мероприятий, в 2013-м - 72, сейчас их 81, и очередной пакет с предложением 21 мероприятия уже направлен в минэкономразвития. Таким образом, планируется продолжить совместную работу и после 1 декабря.
- Если подводить итоги реализации "дорожной карты", как изменилась таможенная сфера, каковы количественные и качественные результаты?
- Среди основных показателей работы таможенных органов - быстрота совершения таможенных операций. До 30 минут сокращен срок прохождения таможенных операций, связанных с государственным контролем в автомобильных пунктах пропуска. С 4 часов в 2013 году до 47 минут в этом году сократилось время выпуска товаров при экспорте. При помещении товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то есть при импорте, время с 48 часов сократилось до 1 часа 40 минут.
- За счет чего удалось достичь таких результатов?
- Реализация "дорожной карты" стала логичным продолжением работы ФТС России по созданию максимально комфортных и благоприятных условий для ведения внешнеэкономической деятельности, включающей в себя в том числе внедрение электронного декларирования как важнейшего этапа проведения реформ в таможенной сфере. Еще в 2008 году была подана первая декларация на товары по Интернету, а с 2014 года электронное декларирование с использованием электронной цифровой подписи стало обязательным для всех таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Сегодня электронное декларирование применяется во всех таможенных органах. Таким образом, одним из основных достижений реализации "дорожных карт" является то, что общение таможни с участниками ВЭД мы постарались максимально перенести в электронный формат.
Введение обязательного предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых автомобильным и железнодорожным транспортом (98% предварительной информации подается до прибытия товаров и транспортных средств), позволило таможенным органам заранее провести ее анализ с использованием системы управления рисками. Что, несомненно, оказало влияние на сроки осуществления таможенных операций.
Внедрение с 1 января 2014 года электронного декларирования стало основой для дальнейшего преобразования таможенной сферы на основе информационных технологий - внедрения технологии автоматической регистрации декларации на товары и "автоматического выпуска" товаров.
Была реализована инициатива бизнеса, направленная на сокращение количества документов, представляемых таможенным органам при подаче декларации для выпуска товаров. Также были учтены предложения бизнеса об отказе дублирования документов на бумажных носителях при электронном декларировании. Стремясь к созданию более благоприятных условий, мы проводим масштабную работу по внедрению перспективных технологий уплаты таможенных платежей. На постоянной основе проводится работа по совершенствованию системы управления рисками на основе т.н. "отраслевого и автоматического категорирования участников ВЭД". Что, в свою очередь, позволило существенно сократить количество досмотров. Созданы более благоприятные условия для деятельности уполномоченного экономического оператора и таможенных представителей.
- Как реагируют участники ВЭД на такой сервис, как удаленная уплата таможенных платежей?
- Сейчас уплатить таможенные пошлины и налоги можно через платежные терминалы, банкоматы и портал электронного декларирования ФТС России. Доля импортных платежей, перечисленных таким образом, составляет уже более 22% от общей суммы всех платежей. В сравнении с аналогичным периодом 2014 года их объем вырос более чем на 10%. Применение новых информационных технологий по уплате таможенных платежей позволяет существенно сократить время проведения таможенных операций, в чем, безусловно, заинтересованы участники ВЭД.
- В рейтинге Doing Вusiness-2016 по показателю "международная торговля" Россия находится на 170-м месте. Как оцениваете подсчеты экспертов Всемирного банка?
- Представленные результаты рейтинга вызывают обоснованные сомнения. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что данные о временных и финансовых затратах при экспорте стали в Италию и импорте автозапчастей из Германии (двух товарах, выбранных для оценки условий ведения ВЭД в РФ) полностью совпадают, что на практике невозможно. Совпадают они также и для Москвы и Санкт-Петербурга.
Следующим спорным моментом является выбор страны-партнера. Россия поставлена в неравные условия по сравнению, например, с государствами - членами Евразийского экономического союза. При сопоставлении данных можно увидеть, что для Беларуси, Казахстана и Киргизии торговым партнером является в основном Россия, что исключает наличие государственного контроля на границе (соответственно отсутствуют финансовые и временные затраты на таможенный и технический контроль, оформление документов). Затраты на торговлю внутри ЕАЭС несопоставимы с затратами на торговлю со странами дальнего зарубежья. Это обстоятельство позволило нашим партнерам занять более высокие позиции в рейтинге Всемирного банка.
Негативное влияние на место в рейтинге могло оказать изменение курсов валют, что является наиболее ощутимым для показателя "международная торговля". Кроме того, в этом году анкета Всемирного банка стала значительно сложнее для заполнения и охватывает большой объем процедур с их подробной детализацией. Заполнение опросника одним лицом, например, таможенным представителем, весьма затруднительно, а сопоставление данных из различных источников может содержать необъективные данные.
Тем не менее рейтинг показателя "международная торговля" является определяющим при оценке эффективности работы по "дорожной карте" "Совершенствование таможенного администрирования". При этом указанный показатель включает в себя оценку не столько процессов, администрируемых таможенными органами, сколько процессов, в которых участвуют транспортники, различные посредники, стивидоры, брокеры и другие участники сложного процесса внешнеторговой деятельности. Степень участия таможенных органов в этих процессах составляет 10-15%.
Российская Бизнес-газета
Все новости