Китайский Шелковый путь стал ближе к ЕАЭС
Разъяснения экспертов по сертификации
Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ
Сопряжение «экономического пояса Шелкового пути» и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) уже началось, сообщил вчера агентству «Синьхуа» посол КНР в РФ Ли Хуэй. На практике такое слияние может означать снятие таможенных пошлин для некоторых китайских товаров, переход на расчеты в национальной валюте и создание совместных российско-китайских производств
Главы КНР и РФ подписали совместное заявление о поддержке запуска диалога по состыковке ЕАЭС и «экономического пояса Шелкового пути» и евразийской экономической интеграции, выразив намерение наладить взаимодействие по созданию общего экономического пространства», – цитирует «Синьхуа» Ли Хуэя. Ожидается, что председатель КНР Си Цзиньпин будет присутствовать в начале июля в Уфе на 15-м заседании Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Возможно, после этого станут известны и первые конкретные детали такой «состыковки».
В июне президент РФ Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме объявил о готовности включиться в интеграционный проект Пекина. «Двусторонний аспект – это чрезвычайно важно для Китая и России, потому что позволяет объединять наши усилия в высокотехнологичных сферах, в транспорте, в инфраструктуре. Для нас это важно, потому что мы рассчитываем, что это позволит нам развивать Дальний Восток», – сказал Путин.
Отметим, что ранее в Китае проект Евразийского экономического союза оценивали весьма скептически. «Идея России относительно развития Евразийского союза нацелена на сохранение лидирующей позиции страны на постсоветском пространстве. Это объединение главным образом предполагает союз бывших советских республик», – писала в октябре 2013 года центральная газета КНР «Жэньминь жибао» . В то же время «экономический пояс Шелкового пути» – всесторонний проект, который распространяется на восток, запад, север и юг. В рамках идеи экономического пояса можно создать евразийскую экономическую зону, которая будет включать Китай, Центральную Азию и Европу, отмечало издание.
Теперь же ЕАЭС планируется некоторым образом вовлечь в большой китайский проект. Синьхуа напоминает, что на днях в Пекине было подписано соглашение о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), где Россия стала третьим по величине акционером после Китая и Индии. «Создание АБИИ придаст большой импульс стыковке инициатив: китайского «пояса и пути» и российского Евразийского экономического союза. Работа банка будет направлена на содействие строительству инфраструктуры и реализации крупномасштабных проектов, а также на углубление регионального сотрудничества и достижение совместного развития. Эта цель не только отвечает потребностям России в развитии инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке, но и позволяет достичь регионального слияния, к которому стремится Евразийский экономический союз», – передает агентство. В числе возможных для реализации проектов Синьхуа называет реконструкцию транссибирской железнодорожной магистрали, железной дороги Байкал–Амур, модернизацию автодорог Чита–Хабаровск и Хабаровск–Владивосток.
Руководитель Школы востоковедения ВШЭ Алексей Маслов пояснил «НГ», на чем может быть основано российско-китайское «сопряжение». «Интерес КНР заключается прежде всего в том, чтобы облегчить доступ китайских товаров на западные рынки, всячески уменьшить расходы на доставку и логистику. Кроме того, Китай говорит и о финансовых аспектах, например переходе на расчеты в юанях, создании специальных экономических зон с уменьшенным налогообложением», – считает эксперт. Впрочем, по его мнению, России не следует поддерживать китайский проект на все 100%. Поэтому и возникла идея сопряжения, объясняет Маслов. «Мы сотрудничаем только там, где наши интересы пересекаются. Речь идет не только о количестве железных дорог, что очевидно, но и о банковско-финансовом секторе, развитии отдельных зон опережающего развития, – говорит он. – На практике у нас есть противоречия структурного плана: если мы допускаем в массовом порядке китайские товары на российский рынок, то тем самым торпедируем российское производство. Но не допускать мы их тоже не можем, потому что у нас фактически наблюдается товарный голод».
Идея стыковки заключается в том, чтобы совместно развивать некоторые зоны и проекты, которые в конечном счете приведут к росту производства на российской территории, говорит Маслов, – например, создание совместных предприятий, которые смогут поставлять продукцию и в Китай, и в Россию. «Сейчас обсуждается создание предприятий пищевой промышленности на российской территории с китайскими инвестициями, ведь Китай является крупнейшим в мире импортером продуктов. Но пока это находится в зачаточной стадии, есть много несогласованных аспектов», – отмечает Маслов.
В числе совместных инфраструктурных проектов – железная дорога Москва–Казань с продолжением до Пекина. Интерес Китая в данном случае заключается в том, что стоимость перевозок в Европу для него, очевидно, будет значительно ниже, а возможно, речь даже пойдет о совместной эксплуатации железной дороги, о создании российско-китайского предприятия, которое будет разделять прибыль, полагает Маслов.
Эксперт допускает, что страны заключат ряд договоров об облегчении перевозок, в том числе и о снижении таможенных пошлин. При этом Маслов подчеркивает, что о полной отмене пошлин речь не идет. «Это будет облегченный доступ китайских товаров на российский рынок, но только по категориям товаров», – говорит он. В целом эксперт подчеркивает, что Россия старается соблюсти свои интересы и не допустить неограниченной экспансии Шелкового пути на своей территории. «У нас есть свой проект – ЕАЭС, есть Европейский банк реконструкции и развития, есть ряд проектов, связанных с национальным производством. Поэтому мы часто говорим не об интеграции, а о кооперации с Китаем. Китайцы же любят говорить об интеграции», – замечает Маслов.
Независимая газета
Все новости