АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальный номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

Ваш город Колумбус (Калининград)

E-mail: m-sertif@mail.ru

Как российская таможня влияет на инвестклимат в РК

Вице-министр по инвестициям и развитию РК Рахим Ошакбаев рассказал о причинах инцидента с задержанием казахстанских фур российской таможней и других "детских болезнях роста" в ЕАЭС

 Рахим Сакенович, минувшая неделя ознаменовалась скандалом вокруг 150 казахстанских фур, которые досматривали на границе с Россией. С чего началась эта история?

- История началась давно. В июле 2013 Федеральная таможенная служба России в одностороннем порядке приостановила действие Конвенции МДП (о международных дорожных перевозках. – F) на своей территории и прекратила оформления грузов, следующих в Казахстан через территорию Российской Федерации транзитом по процедуре МДП.

Таким образом, для оформления транзита в Казахстан воспользоваться уже имеющейся финансовой гарантией МДП стало невозможно, и с казахстанских автоперевозчиков при транзите через территорию России просят внести денежное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, хотя такая мера обеспечения соблюдения таможенного транзита не должна применяться, поскольку на территории наших стран действует Конвенция МДП. Кроме того, казахстанские перевозчики вынуждены также оплачивать услуги охранного сопровождения, таможенно-брокерские услуги за оформление транзитных деклараций, услуги за хранения и.т.д. Транзитные процедуры серьёзно подорожали, сроки доставки увеличились.

В целом это достаточно давняя проблема, которая неоднократно выносилась на обсуждение на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), где она нашла свою однозначную правовую оценку: законодательством предусмотрено беспрепятственное использование Книжек МДП, а сложившаяся практика противоречит таможенному законодательству ЕАЭС.

Причем это является также официальной позицией правительства Российской Федерации, поскольку консенсусом было принято распоряжение Евразийского межправительственного совета от 29 мая 2015 «Об условиях обеспечения беспрепятственного транзитного проезда с применением Конвенции МДП на территории Евразийского экономического союза». Согласно этому документу, правительствам государств-членов ЕАЭС поручено обеспечить непрерывное действие Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением Книжки МДП (Конвенции МДП) 1975 года на территории Евразийского экономического союза.

Кроме того, этот вопрос рассматривался в том числе на уровне президента России. Соответственно, было выпущено поручение президента в адрес правительства РФ обеспечить беспрепятственное применение Конвенции МДП.

В ситуации с фурами были задействованы также и другие способы обеспечения соблюдения таможенного транзита, что вызвало общественный резонанс.

 Какие именно способы?

- Помимо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрены еще две меры - это таможенное сопровождение или установление маршрута перевозки товаров. Решение о применении этих мер принимается на основе системы управления рисками. В публичном поле звучит предположение, что подобными способами пытаются препятствовать увеличивающемуся объёму реэкспорта из Казахстана в Россию.

 Но генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков РК Теодор Каплан рассказал, что ФТС России ссылается на некий документ, на основании которого весь транспорт, который идет в Казахстан, таможенники стали останавливать на российской границе и отправлять на СВХ.

- Нам про этот документ ничего не известно, информацию о нём мы получили из прессы. Судя по информации, которая прозвучала от союза, есть распоряжение руководителя таможенной службы, которое противоречит наднациональному законодательству.

Тогда по каким причинам возникла проблема?

- Случилась немного парадоксальная ситуация, когда отдельный государственный орган РФ имеет позицию и практику, отличную от официальной позиции правительства РФ. В итоге, несмотря на наличие всех формальных решений, наши перевозчики продолжают испытывать неудобства.

 Что было сделано для разрешения ситуации, когда стало известно, что грузы, следующие в Казахстан, застряли в России?

- Уполномоченные органы нашего правительства направили официальные письма в ФТС РФ и Министерство транспорта России и проводили переговоры по урегулированию [ситуации]. Кроме того, ранее Нацпалата (НПП РК «Атамекен». - F) выдвигала предложение обратиться в суд ЕАЭС по этому поводу. Но действующее законодательство позволяет обратиться в суд ЕАЭС только с претензией к Комиссии в случае неисполнения ею каких-либо решений, бездействия, тогда как идея заключалась в взыскании с ФТС компенсации не предусмотренных законодательством платежей и иных расходов, связанных с нарушением их прав. Сейчас мы имеем то, что имеем. Насколько мне известно, инцидент с задержанием и досмотром разрешился. Будем надеяться, что он не повторится.

Инцидент удалось разрешить лишь после того, как в ситуацию вмешалось Министерство по инвестициям и развитию РК?

- Не могу сказать, что стало решающим фактором, но общественный резонанс сыграл свою позитивную роль. Коллеги из нашего министерства, КГД МФ РК, НПП своевременно среагировали. Думаю, официальная позиция в виде запросов от госорганов Казахстана также оказала влияние на решение вопроса.

Представители логистических компаний, задержанных на границе, сразу обратились в МИР РК?

- Мне позвонил генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков РК Теодор Каплан. Но так как этот вопрос не в моей компетенции, он был переадресован в соответствующие структурные подразделения нашего министерства, которые совместно с этой отраслевой бизнес-ассоциацией и НПП начали совместно принимать меры для разрешения этой ситуации.

Какие гарантии того, что подобный инцидент не повторится, у нас есть?

- Подобных гарантий нет. Поэтому, полагаем, этому вопросу нужно продолжать уделять внимание. Ранее в НПП мы вместе с коллегами из Российского союза промышленников и предпринимателей готовили совместное обращение бизнес-сообществ наших стран в адрес президентов о том, что создается негативный и опасный прецедент неисполнения требований наднационального законодательства. Бизнес сталкивается с такими случаями нарушения и может подумать, что правовая база ненадёжна, нет механизмов к принуждению его исполнения, нет никакой ответственности у государственных органов той или иной страны за грубое нарушение наднационального законодательства. Думаю, этот вопрос должен найти своё повторное рассмотрение на уровне ЕЭК, должна быть официальная реакция Комиссии, поскольку именно ЕАЭК должна как минимум мониторить соблюдение наднационального законодательства.

Со стороны Министерства по инвестициям и развитию важно отметить, что устойчивый доступ к рынкам сбыта, особенно в рамках ЕАЭС, является важнейшим элементом нашего инвестиционного климата. И когда в публичном поле возникают подобные инциденты, они сильно снижают эффект усилий всех госорганов по позиционированию Казахстана как инвестиционно привлекательной страны.

 ФТС России не понесёт ответственности за этот инцидент?

- Судя по всему, нет. Хотя это уже не первое нарушение наднационального законодательства, за предыдущие нарушения никакой ответственности никто не понёс.

В дополнение скажу, что, кроме текущего спора, у нас сейчас есть другой большой блок вопросов – разработка Таможенного кодекса ЕАЭС. Действующий Таможенный кодекс Таможенного союза был принят в 2010 и имеет ряд недостатков, требует модернизации. Кроме того, он в некоторой степени мешает Казахстану улучшить своё положение по компоненте международной торговли рейтинга Doing Business, где мы занимаем одно из последних мест в мире. Были планы принять Таможенный кодекс ЕАЭС в текущем году. Но пока переговоры идут очень сложно.

Почему?

- Те передовые практики, который предлагает казахстанская сторона, пока не находят полного понимания у представителей других стран-членов ЕАЭС.

По каким, на ваш взгляд, причинам?

- Это связано с тем, что мы пытаемся улучшить свой бизнес-климат и хотим существенно упростить администрирование. Представители таможенных органов других стран видят в этом определенные риски. Пока договоренностей по этому вопросу нет, а решения подобного уровня в ЕАЭС всегда принимаются консенсусом.

После того, как стало известно о задержании на российской таможне фур, следующих в Казахстан, Комитет по защите прав потребителей МНЭ РК ввёл временный запрет на ввоз и реализацию пищевой продукции киргизских и российских производителей…

- С этим вопросом лучше обратиться в МНЭ РК. Не думаю, что эти события связаны.

Если наднациональное законодательство нарушается, о каком экономическом союзе и открытых торговых границах можно говорить?

- Не нужно драматизировать и делать поспешные выводы в отношении евразийской интеграции. Объединение очень молодое, и эти случаи можно назвать детскими болезнями роста. Важно на всё это реагировать и исправлять ошибки. Всем государственным органам стоит строго следовать всем договорённостям, которые есть в рамках ЕАЭС. Если этого не происходит, это серьёзно дискредитирует все усилия по созданию экономического союза. Все должны предпринять максимум усилий, чтобы наднациональное законодательство исполнялось, а те, кто его не соблюдает, получили правовую оценку и соответствующие правовые последствия.

Forbes.kz


Все новости

X
00:60