Импортозамещение не дается контролерам
Разъяснения экспертов по сертификации
Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ
Спор Минпромторга и Минэкономики об ограничении закупок импорта для нужд крупных инвестпроектов с госучастием де-факто вылился в противостояние проектного и инжинирингового принципов регулирования деятельности госкомпаний. В обоих ведомствах говорят, что предложение второй стороны затянет реализацию инвестпроектов. Подход Минэкономики потребует пересмотра уже утвержденной проектной документации, а схема Минпромторга может вылиться в бесконечный цикл инжиниринга и "обратного инжиниринга" проектов госкомпаний в исполнении конкурирующих подрядчиков
Компании--участники крупных (дороже 10 млрд руб.) госинвестпроектов должны будут отчитываться перед правительственной комиссией в том, какую импортную промышленную продукцию они намерены закупать. Таких инвестпроектов около 200, в них участвуют 4,5 тыс. крупных компаний, среди которых "Газпром", "Роснефть", "Транснефть", РЖД и др. Проект постановления о контроле их закупок уже готов (см. "Ъ" от 27 ноября) — но ведомства продолжают спор о форме участия в переводе таких закупок на российский рынок.
Как рассказал "Ъ" заместитель главы Минпромторга Глеб Никитин, заказчики будут формировать перечни перспективной продукции, необходимой для реализации инвестпроектов, а комиссия сможет запрещать закупки импорта — или как минимум требовать согласования их характеристик. В Минпромторге видят смысл этого механизма "в содействии развитию промышленного производства". Для этого ведомство готово широко участвовать в инжиниринговой деятельности компаний и анализировать планы ведомств еще на предпроектной стадии, предлагая проектировщикам опираться на то, что уже производится или может производиться в России. В ведомстве ссылаются на успехи пилота по реинжинирингу в нефтегазовой отрасли, который дал 15% экономии при закупках одного вида изделий, и намерены создать фонд "Центр обратного инжиниринга", который займется разработкой и сертификацией, а "в случае запроса" нефтекомпаний будет "обеспечивать изготовление запрошенных запасных частей" (подробнее см. "Онлайн").
Такой подход вызывает критику Минэкономики и участников рынка: в министерстве опасаются, что инжиниринговые фирмы, готовящие проекты, и "обратный инжиниринг" от Минпромторга войдут в бесконечный цикл, затягивая сроки проектирования и увеличивая его стоимость. "Мы не против обратного инжиниринга, но откуда возьмется перечень закупок при отсутствии проекта и кто, кроме проектировщиков, может отвечать за безопасность реализации такого перечня?" — говорит заместитель главы Минэкономики Евгений Елин. "Адекватно оценить инжиниринговую деятельность может только инжиниринговый контрактор того же класса. Фонд будет вынужден заказывать экспертизу предпроектного решения непосредственным конкурентам разработчиков, что поставит под сомнение их объективность — и так до бесконечности. Арбитром в этой ситуации может выступать только "Главгосэкспертиза", которая согласовывает все позиции и проводит технологический и ценовой аудит",— добавляет он.
Минпромторг, в свою очередь, возражает против решения, предложенного Минэкономики,— установления особенностей закупок для проектов в стадии реализации проектов. Оно "трудновыполнимо на практике", потребует пересмотра принятых конструкционных и инженерных решений, смет и "корректировки проектно-сметной документации" — и в итоге приведет к отсрочке проектов на несколько месяцев, говорит господин Никитин.
Минэкономики предлагает все же попробовать: пока комиссия будет проверять перечень и готовить заключение (предположительно, в течение месяца), готовый проект может реализовываться по всем остальным позициям. Но в этом случае комиссия сможет предложить замену ряда позиций другими только при соответствии их эксплуатационных характеристик, а заказчик будет вправе согласиться или обоснованно спорить.
Постановление, разрешающее этот спор, должно быть подписано Дмитрием Медведевым до 1 января. 18 декабря премьер проведет во Владивостоке заседание комиссии по импортозамещению, где должен быть решен принципиальный вопрос о регламенте отнесения товаров к продукции машиностроения. Как рассказал "Ъ" заместитель главы Минэкономики Евгений Елин, именно в нем должно быть записано, как должен составляться перечень закупок и что должны делать компании в период проверки — продолжать работу или останавливать ее в ожидании согласования, и кто будет отвечать за замены. На прошлой неделе должно было пройти согласительное совещание по этому же вопросу у вице-премьера Аркадия Дворковича — но, по данным источников "Ъ" в Белом доме, встреча была перенесена "по техническим причинам".
При этом по содержанию перечня контролируемых позиций у Минэкономики с Минпромторгом разногласий нет. "Мы значительно продвинулись в этой работе, и я ожидаю утверждения правил в ближайшее время",— рассказал "Ъ" господин Никитин.
Все новости