Импорт понижает градус
Разъяснения экспертов по сертификации
Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ
Девальвация рубля и спад покупательской способности стали причиной значительного сокращения объемов импорта алкоголя в Россию. По итогам прошлого года, поставки виски упали на 22,3%, рома — на 35%, текилы — на 23,1%, тихих вин — на 32,6%, игристых — на 33,7%. Тем временем продолжающийся рост курсов валют вынуждает импортеров вновь поднимать цены
Как следует из имеющейся у “Ъ” таможенной статистики, в 2015 году поставки в Россию виски, крупнейшей по объему категории импортного крепкого алкоголя, снизились 22,3%, до 33,59 млн л. У главных импортеров этого напитка — компаний Diageo (марки Johnnie Walker, Bell's) и Bacardi Ltd (Dewar's, William Lawson's) — объемы ввоза сократились на 27,1% (до 10,53 млн л) и на 26,1% (до 6,09 млн л) соответственно. Третий по величине поставщик виски Pernod Ricard (Chivas Regal, Jameson) снизил импорт на 18,5% (до 5,03 млн л).
В других крупных категориях крепкого алкоголя падение импорта также было существенным: поставки рома сократились на 35% до 4,76 млн л, текилы — на 23,1%, до 2,63 млн л. Импортной водки на российский рынок в прошлом году было завезено 4,39 млн л, что примерно в четыре раза меньше, чем было в 2014 году. Столь существенное снижение объясняется практически полным прекращением поставок с Украины: если в 2014 году из этой страны было завезено 11,31 млн л водки (70,4% в общем объеме ее импорта), то в 2015-м — лишь 0,18 млн л (4%).
Тихого вина в прошлом году было завезено на 32,6% меньше — 167,2 млн л. При этом крупнейший его импортер — «Мистраль алко» — увеличил объем поставок на 12,8%, до 18,56 млн л. Основная доля импорта компании приходится на вино из Абхазии («Мистраль алко» является единственным поставщиком вина из этого региона, в прошлом году ее поставки оттуда выросли с 13,77 млн до 15,62 млн л). У компании «Лудинг», в прошлом самого крупного импортера вина, объем ввоза в 2015 году снизился более чем в два раза, до 12,71 млн л. Директор по маркетингу «Лудинга» Ирина Гусейнова частично объяснила такую динамику решением компании во втором полугодии включить в портфель вино российского производства, доля которого теперь составляет около 30%.
Поставки на российский рынок игристых вин тоже существенно потеряли в объеме: в 2015 году их завезли на 33,7%, до 33,25 млн л. Лидером по импорту, как и в прошлые годы, осталась Bacardi Ltd: ввоз ее продукции снизился на 12,7%, до 4,45 млн л. Более чем в два раза при этом упали объемы Gruppo Campari, до 2,29 млн л, из-за чего компания уступила второе место российскому импортеру «Алианта групп» (завезла 2,43 млн л игристых вин).
Опрошенные “Ъ” участники рынка объяснили показатели 2015 года сокращением потребительского спроса, вызванного в том числе тем, что из-за девальвации рубля импортный алкоголь заметно вырос в цене. «Это, наверное, самая худшая ситуация на рынке, которую я помню, спрос катастрофически падает»,— говорит президент виноторговой компании МБГ Ирина Фомина. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз полагает, что более существенное падение поставок импортного алкоголя было только в 1998 году, когда рубль обесценился в четыре раза.
Нынешний виток девальвации национальной валюты (вчера на биржевых торгах доллар впервые достигал 81 руб., евро поднимался до 90 руб.) заставляет импортеров вновь задуматься о повышении цен на продукцию. «Однозначного решения, что делать с ценами дальше, пока нет. Ситуация непростая»,— отмечает президент Simple Максим Каширин. В последний раз, по его словам, компания поднимала цены 1 сентября прошлого года в среднем на 15%, ориентируясь на курс 70 руб./€. МБГ последнюю корректировку цен делала в первом полугодии 2015 года. «Повышать их дальше мы не хотели, но если ситуация с курсом будет продолжаться в таком же русле, нам придется это сделать. Сейчас мы теряем в прибыли не просто сильно, а очень сильно»,— сетует госпожа Фомина.
По данным оптовых компаний, некоторые крупные импортеры алкоголя с начала года уже повысили цены. В частности, как рассказал гендиректор дистрибутора «Регион-50» Николай Лаушкин, примерно на 10–15% увеличила цены Bacardi Ltd.
Все новости