АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальный номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

Ваш город Колумбус (Калининград)

E-mail: m-sertif@mail.ru

Александр Вержбицкий: «Изменения в таможенном законодательстве априори превращают всех участников ВЭД в нарушителей»

Самое страшное из всего, происходящего сегодня в системе ВЭД, – это то, что бизнес не хотят слышать, и это несмотря на то, что это — значительная часть активного, патриотично настроенного населения России. Все попытки разъяснить, что «ценовой СУР» уже не просто не выявляет нарушения, а работает на развал бизнеса, натыкаются на стену неприятия и ответы из серии: это только нарушителей он не устраивает, а у нас все в порядке, мы план даем, так какой с нас спрос? Но подобная позиция однозначно не может привести к чему-то хорошему, — считает постоянный автор REGTime, генеральный директор компании «БрянскИнтерТранс» Александр Вержбицкий

— Неужели все настолько плохо сегодня в «таможенном королевстве»?

Я Вам больше скажу: если пойти дальше – попытаться выяснить: какими методами дается этот план, почему при этом нарушается законодательство – ответ получишь еще более «оригинальный»: типа – «сами нарушители», а у нас все строго по закону, так что идите, судитесь, пробуйте доказать свою правоту… При этом те, кто дает такие ответы, прекрасно понимает, что судиться с ФТС можно годами, и в течение этого времени никто не будет нести перед бизнесом никакой ответственности, особенно в настоящее время, когда от бизнеса защитились еще и постановлением ВАС № 96 от 25.12.2013 года.

На этом фоне слова г-жи Гелендеевой можно расценивать не иначе, как лукавство: не судиться вам надоело, а проигрывать суды в вопросах корректировки таможенной стоимости участникам ВЭД, а это разные вещи. Для меня постановление, упомянутое выше, — ответственность г-на Иванова, который, наверное, не успел разобраться в ситуации по причине реорганизации ВАС и дальнейшего трудоустройства, не понял, что это — удар в спину всему российскому бизнесу, по сути легализовавший неоспоримое право проведения дополнительной проверки таможенной стоимости через СУР, чего, собственно, и добивались лоббисты данного постановления ФТС. Это постановление, мне кажется, лишило участника ВЭД его законных прав на обжалование решения о назначении дополнительной проверки таможенной стоимости.

И как же нам теперь воспринимать слова г-на Иванова о том, что «законно принятое решение — всегда в интересах государства»? Ведь по всему выходит, что и необоснованное решение тоже теперь будет в интересах государства? Наверняка же ФТС рассказывала о том, что им надо пополнять бюджет, а их все обманывают, вводят в заблуждение, уклоняются от уплаты таможенных платежей. Да еще и суды их, «таких борцов за пополнение бюджета», не только не поддерживают, но и вообще дошли да того, что «покусились на святое» — стали принимать решения о незаконности проведения дополнительной проверки по таможенной стоимости. А ведь за это с ФТС еще и убытки немалые могут взыскать, которые придется платить из бюджета. Как же такое можно допускать, ведь ФТС надо интересы государства по пополнению бюджета блюсти!

— Получается, речь идет о вопиющем непрофессионализме тех, кто должен защищать интересы государства на его экономических рубежах?

Скажем так, как это обычно бывает у нас в стране, госорганы услышали госорганы и их пожелания и со словами «потом мы их поняли» «помогли» смежникам – ведь они так «стараются — отстаивают государственные интересы», а их, бедных, все вокруг пытаются ввести в заблуждение, чтобы уклониться от уплаты таможенных платежей.

Лично мне очень жаль, что г-н Иванов, которого я считаю действительно профессионалом, в силу ряда причин не попытался разобраться в данной ситуации, не выслушал своих подчиненных, которые могли бы рассказать ему очень много интересного по поводу «отстаивания государственных интересов в судах», предпринимаемого сотрудниками таможенных органов – притом, что на эти суды они зачастую просто не ходят. Немало можно сказать и по поводу изложения «таможенной» позиции и ее защиты, когда сотрудники, представляющие интересы ФТС, порой просто не удосуживаются соотнести имеющиеся в их распоряжении нормативные документы и материалы рассматриваемых дел.

Еще один интересный вопрос – неужели ни один контролирующий орган не настораживает количество дел по спорам с таможенными органами, находящихся в производстве у арбитражных судов? Я, например, когда попал в Краснодарский арбитраж, был просто в шоке — думал, что попал в таможенное управление: на всех этажах — сотрудники таможенных органов, ради интереса посмотрел расписание заседаний у судей, так там вообще не было споров между хозяйствующими субъектами, только с таможней — Краснодарской, Новороссийской так далее — у всех судей. Сначала думал — совпадение. Однако судебные тяжбы длились не один год, и сколько бы я ни приезжал — картина существенно не менялась.

— Это уже больше похоже не на случайный непрофессионализм, а на преднамеренный саботаж…

Я думаю, многое стало бы кристально ясно, если бы транспортная прокуратура в подробностях рассказала, например, о том, сколько к ним поступает жалоб на действия сотрудников ФТС – по поводу проведения дополнительных проверок и корректировок таможенной стоимости… Ну и самих участников ВЭД тоже стоило бы расспросить в подробностях, но их опять предпочли не услышать.

На этом фоне мне бы очень хотелось спросить у г-на Иванова: как он относится к тому, что сотрудники ФТС предоставляют судьям недостоверную информацию при рассмотрении подобного рода дел? Проверяли ли его подчиненные такого рода сведения?

А еще очень хотелось бы получить разъяснения относительно понятий ст. 69 ТК ТС: «…должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков…» — и п. III п.п. 11 Порядка проведения дополнительной проверки — контроля таможенной стоимости товаров (решение № 376): «…в частности, являются… выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирование товара». Также требует разъяснений и ст. 127 ТК ТС п.п.2 ч.1 «…выявленный риск..» «…нарушение … УЖЕ ПРОИЗОШЛО». Я в данный момент понимаю так: все, кто заявляет таможенную стоимость ниже произвольной, фиктивной стоимости, заложенной в «индикаторах риска», являются еще и НАРУШИТЕЛЯМИ!!!

А может, все-таки, стоит понимать под «конкретными признаками» ст.69 те, что были выявлены при рассмотрении и анализе документов, предоставленных для подтверждения стоимости при подаче ДТ? К «конкретным признакам», обосновывающим дополнительную проверку, могут быть отнесены «фиктивные, произвольные» индикаторы риска, влияющие на факт проведения дополнительной проверки таможенной стоимости? Ну и напоследок вопрос, который всегда возникает при назначении дополнительных проверок: почему инспектор при анализе ссылается на «уровень таможенной стоимости, значительно превышающий в различных таможенных управлениях ФТС РФ», но документально этот факт не подтверждает, забывая еще и о том, что у нас таможенная стоимость определяется на товары, перемещаемые через границу ТС на основании соглашения от 2008 года, а значит, анализ должен проводиться по базе таможенной стоимости на всей территории ТС?

Наверное, это хорошо, что так быстро произошла реорганизация ВАС. А то ведь еще немного — и можно было бы пересматривать постановления № 13643/04, №3323/07, да и в целом часть 5 ст. 200 АПК. Правда, зачем что-то доказывать, ведь СУР сработал!

Я очень рад, что судебный корпус все-таки понимает, к чему может привести данное постановление, а потому в большинстве случаев судьи выносят решения по таможенной стоимости на основании ЗАКОНА, вникая в суть рассматриваемых дел — с учетом всех обстоятельств дела и не в пользу ФТС.

Радует и то, что на пленуме объединенного Верховного суда его глава Вячеслав Лебедев заявил о проведении работы по изучению и анализу позиций пленума ВАС, после чего ВС будет решать вопрос об их изменении. Я очень надеюсь, что в итоге и постановление ВАС № 96 от 25.12.2013 будет пересмотрено с учетом мнения всех сторон.

— Но пока этого не произошло, чего ждать? Ведь ВЭД — это внешнеэкономическая деятельность, то есть речь идет не только о том, что происходит внутри страны…

Все верно. И однозначно зря мы не обращаем внимания на то, как «ценовой СУР» уже стал влиять на международные отношения, на экономические связи, например, с нашими партнерами по Таможенному союзу.

В конце 2013 года на встрече руководителя ФТС с президентом был затронут очень интересный вопрос: «сокращение импорта». Тогда таможенное руководство объяснило это тем, что происходит импортозамещение, не уточнив, правда, в каких секторах экономики. В окружении президента, а также в его экономическом блоке цифр, подтверждающих эту позицию, тоже не озвучили — где, в каких секторах экономики происходит импортозамещение? Это странно, ведь, по большому счету, мы должны были бы гордиться нашими успехами.

При этом никто не обратил внимания на то, что значительная часть наших импортеров, невзирая на слова г-на Христенко по поводу того, что «принцип резидентства мы пока отменить не можем», перенесли оформление своих товаров к нашим партерам по ТС, а это, между прочим, значительная часть объема импорта.

В экономических интересах своих государств наши партнёры придерживаются правил «дружба дружбой, а служба службой», и если наши таможенные органы не хотят видеть у нас наш бизнес — наши партнеры с удовольствием примут его у себя и предложат наилучшие условия в рамках закона, чтобы этот бизнес работал у них.

Думаю, наши партнеры нас переиграли. Выводя работу по «ценовому» СУР на свои таможенные органы и понимая, что ФТС России ничего, кроме давления и пополнения бюджета за счет СУР, нашему бизнесу не предложит, да и сама вряд ли захочет что-то менять в этом направлении, они просто привели свой «индикаторы рисков» к экономически обоснованным и правильно работают с документальным подтверждением таможенной стоимости как раз на основании 376 Решения. А у нас — на основании 272-го Приказа, который противоречит 376-му Решению, и позиции Президиума ВАС РФ по документальному подтверждению заявленной таможенной стоимости. Вот и получается, что это у наших партнёров инспекторы и ОКТС могут правильно работать со «стоимостью сделки» и её документальным подтверждением, и не на словах, а на деле там идет модернизация производства — этот вывод напрашивается сам собой, достаточно проанализировать их классификационные решения. Не буду отрицать, и там есть нарушители, ищущие способы «минимизации» платежей, и коррумпированные чиновники, обслуживающие эти «минимизации». Но, с другой стороны, в отличие от нас, там с нарушителями борются не на словах, а на деле.

Что же происходит у нас в настоящее время с нашими партнерами по ТС — Республикой Беларусь и Казахстаном? Мы попросту «проспали» момент, когда нужно было анализировать, принимать решения и разбираться — почему к ним «перешли» овощи, фрукты, одежда, обувь, да и другие товары? Почему так значителен этот объем? Тут-то ФТС и должна была предоставлять руководству страны факты, а не «переводить стрелки» на импортозамещение. Мне очень жаль, что сотрудники Счетной палаты не захотели разобраться в этой проблеме и опять снимают ответственность с ФТС РФ, перекладывая ее как раз на плечи наших партнеров.

Мне кажется, благодаря действиям ФТС, мы можем дойти до той стадии в отношениях с нашими партнерами, когда они резонно поставят вопрос о перераспределении пропорций поступлений от таможенных платежей — ведь сегодня именно они оформляют довольно значительный объем наших товаров, в этом процессе задействованы сотрудники их таможенных органов и их инфраструктура СВХ, тратятся их ресурсы …

— Картина рисуется крайне неприглядная — и очень опасная для государственных бюджетных интересов…

Мы зря тешим себя мыслью о том, что поступлений у нас больше — мы теряем на неуплате налогов с продаж в посреднических сделках, и.т.д. То есть наш бюджет теряет, и будет терять дальше весь этот объем поступлений.

Во всем этом есть и еще один негативный момент: авторитет наших таможенных органов в глазах наших партнеров, как мне кажется, неудержимо падает. Почему я так считаю? Давайте вспомним о том, что 13 июня вступило в силу распоряжение Евразийского межправительственного совета от 29 мая 2015 года об обеспечении непрерывности действия Конвенции МДП на территории ЕАЭС. Печально, но с мертвой точки решение этой проблемы сдвинулось, только благодаря позиции Казахстана. С нашей же стороны уже традиционно — никакой реакции.

Что же касается вопроса поставки товаров из санкционного списка на нашу территорию, то могу сказать одно: во всех странах есть люди, которые хотят на этом заработать, так что способы решения проблемы всегда найдутся — жаль только, что не без участия ФТС. Как ни странно, с этим приходиться разбираться главе нашего государства, причем, как говорят, «по горячим следам», хотя решать уже проблему, по логике вещей, должны соответствующие ведомства, задача которых — отстаивание экономических интересов нашего государства. Вот тут-то, как я считаю, и важно вспомнить о том, что границы РФ никто не отменял, а значит, никто не вправе перемещать, а также пользоваться и распоряжаться, получая прибыль, товарами, запрещенными к ввозу в РФ, и не прошедшими таможенный контроль. Этому нюансу посвящены не то что статьи — целые главы как ТК ТС, так и ФЗ-311, и как-то странно даже, что ФТС РФ не вспомнила об этом и не поддержала позицию Роспотребнадзора в АС СПБ, да еще и уклонилась от своих прямых обязанностей, предусмотренных ст. 168 ФЗ-311 ст. 99, 100 ТК ТС.

Очень странная в результате получилась картинка, когда на телеэкраны выплеснулась вся шумиха среди депутатов и руководителей разных рангов, не удосужившихся внимательно почитать ст.99,100 ТК ТС и ст. 168 ФЗ-311 (особенно п.п 1, 2, 3, 9) рассказывающих о том, что у них нет мер воздействия на реализаторов товара из санкционного списка и отпускающих — и их, и товар. Я считаю, что это просто попытка пропиариться: одни в итоге разработают закон, другие — попросят подписать новый указ, то ли умышленно, то ли по недопониманию нанося своими действиями урон авторитету власти.

— Получается, незнание законов одними как бы освободило некоторых других от ответственности?

У нас на сегодняшний день были и есть ВСЕ ЗАКОНЫ для того, чтобы отрегулировать описанную ситуацию! Главное — надо своевременно спрашивать за их исполнение с тех, кто ответственен за этот процесс, но не выполняет того, что предписано. В ситуации, когда указанное решение АС СПБ и в целом вся поднятая вокруг товаров из санкционного списка шумиха действительно наносят урон авторитету президента, подписавшего указ №560, и его аппарата, готовившего данный указ, сотрудники ФТС должны были днем и ночью не вылезать из таких магазинов, устраивать контрольные закупки через интернет, довести ситуацию до такого состояния, чтобы потребитель, зайдя в магазин и взяв с полки продукт из санкционного списка, уже чувствовал над собой руку сотрудника ФТС, пишущего постановление на изъятие товара.

Утрирую, может быть, но должно быть именно так: покупатель берет санкционный товар или же, к примеру, осьминога, якобы произведенного в Беларуси, а рядом уже — сотрудники ФТС, сотрудник ОТНиПТ, эксперт филиала ЦЭКТУ или другой эксперт, а в руках у них — ТК ТС, ФЗ-311, Решение от 30 ноября 2000 года «о стране происхождения товара», да еще со всеми приложениями. И вот пока они на этом основании оформляют протокол на изъятие, а на другие товары — поручение на экспертизу и отборы проб, третий представитель госструктур уже входит совместно с коллегами по ТС на завод производителя, указанного на этикетке, и далее составляет на данный товар протокол на уничтожение.

И это еще не все — в процессе важно, чтобы сотрудники ФТС выявили и еще один важный момент: не является ли продавец либо торговая сеть конечным выгодоприобретателем и не его ли менеджеры осуществляли заказ и прохождение товара через «контрабандные и серые схемы» к нам в страну. Причем делается это все — обратите внимание — на основании ЗАКОНА: ст. 168 ФЗ-311, 190, ст.99,100,123.126 ТК ТС и т.д. При этом тем, кто принимал и разрабатывал ТК ТС, пора, как мне кажется, сказать отдельное «спасибо» за невозможность использовать в таких случаях ст. 122, 132, 134, 11),12) ТК ТС и ст. 183 ФЗ в связи с «пятнадцатидневным извещением». В любом случае, если представители других ГКО, имеющие соответствующие полномочия, будут совместно с сотрудниками ФТС (ст. 165 ФЗ) ЗАКРЫВАТЬ торговые площади (наделение такими полномочиями в ряде случаев может быть рассмотрено, как мне кажется, и для ФТС РФ), где реализуется такой товар (главное, чтобы речь в данном контексте шла не об отдельных отделах, а именно о магазинах — торговых точках целиком), на время проведения проверок, — поверьте, максимум через десять дней (если, конечно, это действительно кому-то надо и ниоткуда не поступит команд типа «этих не трогать — это друзья мои-его-дяди Васи») весь незаконный товар с прилавков просто исчезнет.

Печально, что ничего описанного выше у нас и в помине нет. Наоборот, всей стране показывают, как у нас НЕ работает ЗАКОН, как за два дня наши ГКО изобрели колесо и скоро будут хороводы водить и за деньги бюджета уничтожать товары из санкционного списка. А ведь должно быть наоборот! Чем больше незаконно ввезено через границу РФ товаров, товаров из санкционного списка — тем больше должен получить бюджет виде штрафов и возмещения таможенных платежей, а также издержек за хранение и уничтожение товара, и сделано это должно быть за счет лиц, у которых эти товары изъяты!

Я считаю, что все у нас наладится именно тогда, когда ЗАКОН начнет выполняться, сотрудники ФТС и другие будут работать, а не «закусывать» бизнесом. Именно поэтому я уверен: в нынешней ситуации таможенные органы должны привлекаться по таким делам в качестве третьих лиц и работать совместно с другими ГКО, ставя заслон ввозу товара из санкционного списка. И пусть меня простят, но в принятии решения АС СПБ, по сути легализовавшего реализацию на территории РФ контрабандного товара, цирка с «петицией» и наносящего урон авторитету власти, есть огромная «заслуга» ФТС РФ. И если честно, то их действия во многом и подтолкнули суд к вынесению ТАКОГО РЕШЕНИЯ!!!

— По логике вещей, за подобные провалы с ФТС должно быть спрошено по всей строгости?

Самое печальное в том, что ФТС России у нас вообще никогда ни за что не несет ответственности. Как только Центробанк и правительство попытались возложить часть ответственности за вывод из страны денег на эту структуру, так тут же услышали: «…следует также учитывать, что по принципу «свободы договора» участники ВЭД вправе устанавливать произвольные контрактные цены. Таможенное законодательство не предусматривает полномочий таможенных органов оспаривать контрактную цену товаров».

Хочется спросить: а как же СУР, «ценовые риски», выставляемые КП, постановление ВАС № 96? Получается в таком случае, что ФТС превышает свои полномочия? Или же дело, как я понимаю, в том, что ФТС у нас действует «и так, и этак»: когда может наступить ответственность, полномочий нет, а когда об ответственности речи не идет, тогда – извини, бизнес, но вот тебе и СУР, и таможенная стоимость и таможенный контроль. Наглядный поучительный пример — интервью г-на Голоскокова.
Вот вопрос:
– При проверке таможенной стоимости инспектор может сравнить 20 тонн и 200 кг идентичного товара. Разве это не противоречит здравому смыслу?
А вот ответ:
- А почему бы не сравнить?
И дальше — про СУР, ценовые индикаторы, дополнительную проверку. Г-н Голоскоков решительно не обращает внимания на то, что своим ответом дает индульгенцию инспекторам, нарушающим ЗАКОН: Решение № 376 (п. I), Контроль таможенной стоимости (п.п.6), Приказ ФТС №272 (п. III п.п. 11) и в том числе — Постановление Пленума ВАС № 96, говорящее о сопоставимости условиях сделки.

Наверное, он даже не понимает (или его это не слишком интересует – так, пожалуй, прозвучит более лояльно), что как раз в обосновании решений арбитражных судов, вынесенных в пользу участников ВЭД, лейтмотивом звучит несопоставимость условий сделки, взятых за основу при последующих решениях корректировки таможенной стоимости по результатам дополнительной проверки! Ну, а то, что любая необоснованная дополнительная проверка затрагивает права декларанта, влияет на сроки выпуска ДТ и приводит к незапланированным финансовым издержкам со стороны участников ВЭД, в ФТС вообще никого не интересует.

На таких условиях ФТС, конечно же, ни в коем случае не возьмет на себя ответственность за криминализацию рыночного пространства, торговых площадей с санкционными и импортными товарами. Наверняка скажут: причем тут ФТС, СУР? А на деле – напрямую, может, и нет, хотя… Давайте откроем ту же базу «Мониторинг-анализ» и проанализируем, как у нас оформляются овощи, фрукты, цветы, продукты питания, одежда, обувь, сантехника, детские товары и т.д. Увидим, скажу я вам, удивительную вещь: в большинстве случаев под «риск» странным образом заполнена 43 графа, но не 1.0, а 1.6 или вообще 6.0. Почему? Почему «риск» плюс минимальный процент к нему, принятый 1.0, часто используется для «проходной стоимости» в сопоставимых поставках? Все тот же «ценовой СУР». Между тем, работа под «риск» приводит к «серым схемам», а где «серые схемы», да еще при таком значительном объеме импортных товаров, — там и масштабный криминал!

Вряд ли в руководстве ФТС кто-то задумается о том, какова часть вины именно ФТС РФ в ситуации с торговым комплексом «Адмирал» или с овощебазой в Бирюлево, или с «Черкизоном» и рядом других торговых площадей, где вовсю торгуют контрабандным товаром и товаром, ввезенным с уклонением от уплаты таможенных платежей. А все это, между тем, подталкивает только к одной мысли: разработанный и внедренный с такой помпой «ценовой СУР», превратившийся в орудие «серых схем», и отчетность по таможенному контролю не выявляет и искореняет таможенные нарушения в вопросах таможенной стоимости и ее занижения, а банально позволяет многим сотрудникам, обслуживающим «серые схемы», больше на этом зарабатывать.

— Но ведь сегодня по телевизору регулярно показывают сюжеты о борьбе таможни с «серыми схемами», с криминалитетом в этом бизнесе…

Показательные спецоперации по закрытию торговых площадей, как это было с часами, выглядят смешно. Нам демонстрируют постановочные операции по отношению к «чужим», но в то же время по всей стране можно сотнями тонн вывозить товар, не прошедший таможенный контроль, с уклонениями от таможенных платежей, на месяцы закрывать различные торговые площади. Вот только пост-контроль ФТС этого странным образом не видит, как не «замечает» и того, что некоторые торговые пространства открываются уже исключительно для реализации такого «неправильного» товара. Зато, как уже было сказано, в постановочных выездных проверках и отчетности преуспели.

Встречи руководства ФТС с представителями бизнеса в телепрограмме «Контрольная закупка» заставляют задуматься вот о чем: если координация работы властной структуры с бизнесом происходит на основании таких встреч, то я в перспективе улучшений не вижу. Одному смешно набирать ДТ, другой где-то слышал, что друга корректировали, третий «специалист» подталкивает к одному из самых распространенных способов уклонения от уплаты платежей — «изменению страны происхождения»… И лишь один затронул, но не смог развить тему существования малого бизнеса на начальном этапе и его отношений с ФТС РФ.

— Только-только становящийся на ноги малый бизнес получает от ФТС «удар под дых»?

Да практически нокаут! Это в других странах идет речь о поддержке молодого бизнеса, а у нас в стране (по крайней мере, для ФТС РФ) такой бизнес — «потенциальный нарушитель», требующий дополнительной проверки в виде меры 633 (которую и так можно отработать в месте доставки и оформления с помощью того же СУР).

Что самое интересное, все участники ВЭД, например, в зоне СЗТУ сетовали на необъективность применения этой меры, влекущей огромные финансовые издержки, и указывали на негативные последствия возможности ее принятия сотрудниками таможенных органов самостоятельно. И что мы получили в итоге? Теперь, «услышав бизнес», эту меру сделали требующей обязательного исполнения в «рисках», и применяется она, как ни парадоксально, к новым фирмам. А самое страшное тут вот что: отработка 633 меры показывает — никто не следит за ее применением, не несет ответственности за допущенные ошибки. Иначе как объяснить происходящее в порту Новороссийска выставление на досмотр ИДК значительной части контейнеров, которые в итоге стоят в очереди по две недели?

Очень прискорбно, что как раз тот бизнес, который вовлечен в процесс таможенного оформления, который, как говорится, «варится» в нем (в этом списке — и таможенные представители, и участники ВЭД, и представители СВХ, и различные ассоциации импортеров), никто и не слышит. По крайней мере, за все время реальный диалог с ФТС РФ и конструктивную критику в их адрес я услышал только от президента РАТЭК г-на Онищука, первого зампредседателя Комитета по транспорту Государственной Думы г-на Брячака и АСИ — и все. При этом стоит включить телевизор — и сразу слышишь просто толпы тех, кто «грудью стоит за российский бизнес»: всевозможные ассоциации, палаты, комитеты, целые омбудсмены от бизнеса… Но при этом тему действий ФТС РФ, наносящих ущерб и российскому бизнесу, и инвестиционному климату в стране, все эти защитники предпочитают не поднимать, как будто тема эта — под строжайшим запретом.

Мы будто попали в «зазеркалье»: со всех экранов нам говорят о том, что «надо научиться уважать закон и выполнять решения суда», но что при этом делает ФТС РФ? Да ничего особенного! Просто меняет в своих письмах признаки НПА. Нам доказывают: «у русских на генетическом уровне заложено стремление к борьбе за справедливость», но опять-таки — что делает ФТС РФ? Ни много, ни мало — «скрыто» применяет к участникам ВЭД, отстоявшим в судах свои права и доказавшим незаконные действия сотрудников таможенных органов, усиленные меры контроля, выдавливая их из органа, где они оформляются, причем не гнушается ничем — вплоть до «разговоров» с владельцами СВХ, стивидорами, транспортными компаниями. А за это их — «выдавливателей» — еще и награждают, а такой «опыт», который был в СЗТУ, еще и хотят перенести в другие таможенные органы.

— То есть получается, защитил свои интересы — попал под пресс? Везде ли так?

Смотрим дальше. Нам говорят: сельхозпроизводителей надо поддерживать, им надо помогать. Но! Практически одновременно Россельхознадзор издает письмо от 11.02.2015 года №ФС-АС 3/2024, которым, по сути, «скрыто» назначает места таможенного оформления. После этого таможенное оформление (вторичный фитоконтроль) для тех же сельхозпроизводителей взлетает в цене с 3 тыс. рублей до 21 тыс. рублей — и это при том, что в сезон у сельхозпроизводителя проходит до двухсот машин! Вот такая вот помощь. Теперь понятно, почему дешевле купить и привезти к нам картошку откуда-нибудь из Ирана? Скорр такая участь постигнет и импортеров молдавской консервации — он уготована им письмом Роспотребнадзора № 01/9155-15-39 от 03.08.2015.

Вот так и живем. С экрана нам мечут громы и молнии по поводу направления в ДВТУ проверки по фактам обращения участников ВЭД по подтверждению таможенной стоимости… Но вот проходит некоторое время после этой проверки — и пожалуйста, получите статью, в которой сказано: надо оформляться в ДВТУ — там и проходная меньше, и решить вопросы с сотрудниками таможенных органов дешевле, да и вообще — пусть для региона предоставят специальные таможенные пошлины. При этом сотрудники Счетной палаты, как я уже говорил, рассказывают про импортеров из Китая, оформляющихся через Казахстан. Мы рукоплещем контрактам, подписанным с КНР, и будто не замечаем, что в это же время из той же КНР их товар неиссякаемым потоком течет в нашу страну через «серые схемы» и контрабанду, «убивая» наших производителей.

Нам со всех экранов говорят о контрабанде, но при этом у нас — «декриминализация», и от границы можно проехать километров четыреста и ни разу не встретить пост ДПС, поскольку полицию сокращают. И при этом мы будем голову ломать, как остановить контрабанду, идущую в страну.

Нам говорят об импортозамещении, но не обращают внимания на то, что при экономической системе, ориентированной на экспорт, да еще и в совокупности с таким «таможенным контролем», наш законопослушный производитель просто не выживет, потому что произвести товар в Азии да еще и, указав на коробках свои реквизиты, затащить его в страну контрабандой или через «серые схемы» значительно дешевле, и при этом можно еще и с государства деньги на развитие производства попросить.

Нам г-н Сторчак рассказывает, как нам нужны для социальных выплат 75 млн , но почему-то молчит о том, что, благодаря бездействию и попустительству ФТС РФ, за счет контрабандных потоков и «серых схем» бюджет недополучает миллиарды. Неужели они не нужны государству?

Нам говорят о казахстанском «транзите» и теперь, не разобравшись в ситуации, мы будем следить за товарами из санкционного списка на границе. Но почему у нас никто ни разу не поднял вопрос об ответственности «обеспечения» транзита? Зато нам обосновали «недопоставки» АСМАП…

И при этом все телеканалы рассказывают нам о том, как «у них» плоха таможня, какая коррупция и сколько контрабанды. Так и хочется спросить: а что, у нас по-другому? ФТС РФ в этой ситуации предпочитает молчать, только предоставляет цифры, которые уже давно не соответствуют реальному положению вещей в таможенной сфере, да все пеняют на «несознательных» участников ВЭД, интернет-покупки, АСМАП, «челноков» и т.д.

— Может, с этим у нас тоже реальные проблемы?

ФТС стоило бы, наоборот, поучиться у интернет-торговли — там хоть у каждого может быть персональный кабинет, а мы и в 2015 году носим в ФТС заявления, сверки платежей на бумаге и месяцами ждем ответов – притом, что государство выделяет несопоставимые суммы на развитие интернет-технологий в той же ФТС. Правда, они бездарно тратятся, да и системы в итоге сомнительно работают. Так что о том, когда же у участника ВЭД в ФТС будут, как и в других ГКО, например, в той же налоговой, личные кабинеты, можно только догадываться. Если на то, чтобы изменить Приказ ГТК №395 от 30 марта 2004 года, ушло десять лет, то на этот процесс может уйти и больше.

Когда-то я отрицательно отнесся к возможному объединению ФНС и ФТС. Сегодня моя позиция диаметрально противоположна: чем быстрее мы объединим эти два ГКО в один, тем лучше в итоге будет и бизнесу, и государству. По крайней мере, налоговики уже доказали, что могут работать, могут развивать Интернет-технологии, могут в разумных пропорциях соблюдать и интересы государства, и интересы бизнеса. Так что, я думаю, они как никто другой смогут поставить под контроль реализацию и движение импортного товара и увеличить поступления в бюджет. И слова руководителя ФНС г-на Мишустина о том, что надо создавать такую налоговую систему, в которой нарушать законы станет экономически невыгодно, очень своевременны и правильны. Поэтому я считаю неправильным задерживаться сейчас со сквозной проверкой ДТ и бухотчетности участников ВЭД и переносить ее на более поздний срок. Это только на руку «серым брокерам» и ряду сотрудников ФТС, обслуживающих «серые схемы» и контрабандные потоки. Наоборот, в базу налоговой и в ее распоряжение должен быть предоставлен объем всех ДТ — без ограничений, за предыдущие три года — чтобы в отчетности у некоторых не появлялись купленные и рисованные ДТ за 2012-14 годы. Поэтому лично я считаю: слова г-на Мишустина и недавнее его выступление в программе г-на Соловьева заслуживают уважения – в отличие от утверждений ФТС в том, что в корректировках таможенной стоимости может быть виноват ТНВЭД.

— Неужели только в нашей стране с таможней все обстоит настолько плачевно? И что вообще возможно с этим сделать, чтобы коренным образом переломить ситуацию?

Знаете, я далек от иллюзий на тему того, что в других странах таможенные органы не подвержены коррупции. Думаю, такого «идеального таможенного мира» нет и быть не может. Другое дело, что там, в отличие от нас, с этим явлением борются. Вот чем более всего страшна коррупция в наших таможенных органах: с ней не хотят бороться — просто списывают на издержки борьбы за пополнение бюджета, веря в «управляемые серые схемы» через СУР. И еще — коррупция унижает наших участников ВЭД, по сути, делая их бесправными перед произволом чиновников ФТС. А все это работает на подрыв авторитета президента.

Мое мнение таково: нам нужен не «показушный» диалог ФТС РФ с бизнесом, а постоянное общение на различных платформах, в том числе, с представителями других ГКО, задействованных в таможенном контроле. Причем идти это общение должно под контролем руководства страны.

Я считаю, что нам нужно пересмотреть концепцию развития наших таможенных служб в целом, потому что существующий сегодня мнимый контроль, эта система «управляемых серых схем», на самом деле не работают. Вернее, они работают — но на развал экономики страны. Здесь больше подходит формулировка «разделяй и властвуй», нежели восприятие работы ФТС как всеобъемлющего таможенного контроля.

Так что нам надо не дробить посты на всевозможные ОТиТК, чтобы потом еще и проводить сокращения, а укрупнять их численность, переводить на круглосуточную работу, объединять несколько таможенных органов в одном месте, развивать ТС — особенно в портовой зоне. Надо закрывать посты на границах, перенося оформление в регионы с учетом их логистических особенностей.

Граница должна работать как «ворота», то есть МАППы только следят за тем, чтобы своевременно отсекались товары, незадекларированные и запрещенные к ввозу. Все основные меры контроля надо переносить на посты в местах доставки, тогда и «поддержка на границе» отпадет. На границе не нужны посты для оформления, там нужны места для досмотра и осмотра товара и хранения арестованного товара. Нам надо отказаться от СВХ, находящихся на всевозможных базах, предприятиях, в городах. Нужны мощные, крупные СВХ, способные разместить несколько таможенных органов, а также другие ГКО, задействованные в таможенном оформлении — вплоть до помощи в организации экспертных лабораторий на местах, способных дать четкую круглосуточную работу.

Вот за такими СВХ, как я считаю, — будущее. Примеры есть, но надо работать в этом направлении. Надо пересмотреть ряд норм ТК ТС, а также подготовиться и внести дополнения в новый кодекс. Пора пересмотреть ряд нормативных документов ФТС РФ — ведь у нас нет даже четких временных рамок, ограничивающих проведение определенных форм таможенного контроля! У нас ряд сотрудников таможенных органов до сих пор считает, что продление срока выпуска до 10 рабочих дней (ст. 196 ТК ТС) позволяет им «курить» или «ждать бегунков» именно до 10 рабочих дней, нанося тем самым финансовые издержки участникам ВЭД. Значит, надо не ослаблять, а, наоборот, усилить ответственность сотрудников таможенных органов за необоснованные, незаконные действия, приведшие к увеличению срока выпуска ДТ и финансовым издержкам участников ВЭД.

Надо изменить процедуру перемещения товара из ЗТК на СВХ при поданной ДТ — только при досмотре и отборе проб, и для участников ВЭД нахождение в ЗТК должно быть бесплатным. Надо развивать региональные ЦЭДы, чтобы они могли работать со всеми постами и пунктами пропуска, а не убивать их, закрывая. Надо развивать институт таможенных представителей, делая его помощником ФТС, давая преимущества и освобождая участников ВЭД от ряда мер таможенного контроля и обеспечения при подаче ДТ за печатью представителя, должно выработаться понятие «деловая репутация».

Должен быть налажен электронный обмен в режиме реального времени с другими ГКО и таможенными службами других стран. Следует внедрить для импортных товаров такое понятие как «история товара» — от места заказа и производства до прибытия и реализации на территории ТС после пройденного таможенного контроля. Главное — надо ломать экономику «серых схем», а для этого просто криком кричать: верните в ФТС ПРОФЕССИОНАЛОВ!!!

В общем, нужно еще очень многое… Но мы никогда ничего не изменим, если руководство страны не заставит сделать главное — поменять отношение к рядовому сотруднику таможенных органов. Многие проблемы в таможенных органах, я думаю, связано как раз с этим. Откуда возьмется уважение к сотруднику, если он получает за свою работу 20 тыс. рублей, а решения при этом принимает на миллионы — не имея, скажем честно, никаких социальных гарантий ни для себя, ни для семьи. Ведь именно рядовой таможенник сегодня при всех проверках не защищен и остается «крайним» — несмотря на то, что прекрасно понимает: откуда «растут ноги» у «особенных» телефонных звонков, требующих выполнять те или иные незаконные решения. Именно рядовой сотрудник таможни постоянно слышит в свой адрес критику по поводу плохой работы…

Так вот, я уверен: надо поднимать авторитет таможенных органов именно за счет рядовых сотрудников — доводить их заработную плату на начальном этапе до суммы, начинающейся от 50 тыс. рублей, а начальников постов — от 150 тыс. рублей. Необходимы социальные гарантии для всех членов семьи: быстрое получение квартир, беспроцентные ипотечные кредиты, поступление детей в детские сады, школу, институт, медицинское обслуживание, отдых, лечение и т.д. Уверенность в завтрашнем дне, семья за спиной и ответственность за нее гораздо сильнее всех этих «коррупционных комитетов». Когда у сотрудника все это будет, когда он поймет, что поставлен на свою должность не «заработать на…», «получить с…» а «пресечь и предотвратить», «помочь и упростить», а его работа важна и уважаема государством — изменится многое, если не всё.

Вержбицкий Александр
Гнеральный директор ООО"БрянскИнтерТранс
REGTime.ru

Все новости

X
00:60