Александр ГЕТМАН: совершенству нет предела
Разъяснения экспертов по сертификации

Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ
По сложившейся традиции в феврале государственные контролирующие органы, включая таможенников, подводят итоги предыдущего года и намечают новые рубежи на предстоящий период. О достигнутых в 2017 году результатах корреспонденту «ТН» рассказал начальник Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Александр ГЕТМАН. Он также обозначил приоритетные задачи, стоящие перед коллективом в этом году
– Александр Николаевич, чем ознаменовался для коллектива СЗТУ прошлый год?
– Прошлый год для таможенных органов региона был особенным. Перед таможнями региона стояли важные задачи по обеспечению таможенного контроля в связи с проведением Кубка Конфедераций FIFA. Новые приоритеты определила Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года.
Год простым не был: работать пришлось в условиях действия в отношении России экономических санкций со стороны Запада и наших ответных ограничительных мер в виде продовольственного эмбарго. Отмечался нестабильный курс иностранных валют к рублю и цен на энергоресурсы, происходило дальнейшее снижение ставок ввозных таможенных пошлин в рамках исполнения наших обязательств перед Всемирной торговой организацией (ВТО).
Однако несмотря на это, был отмечен некоторый рост внешнеторгового оборота, который в стоимостном выражении увеличился на 15%, как по экспорту, так и по импорту, и составил почти 61,439 млрд долларов. В результате, деклараций на товары (ДТ) было оформлено на 8% больше, а количество транзитных документов у таможен отправления увеличилось на 6%, у таможен назначения прирост составил 7,5%.
– Руководство страны, как правило, оценивает работу таможенных органов, исходя из объемов перечисления средств в доходную часть федерального бюджета. Как обстоят дела в СЗТУ с выполнением данного показателя?
- Плановое задание нами выполнено на 101,35%. В государственную казну перечислено таможенных платежей на сумму 520,375 млрд рублей, на 6,948 млрд рублей больше запланированного. При этом по сравнению с 2016 годом объем взимания уменьшился на 7,830 млрд рублей. Годом ранее этот показатель составил 528,205 млрд рублей.
Снижение поступлений таможенных платежей в рублевом эквиваленте главным образом связано с укреплением в 2017 году курса рубля к доллару США на 13,11%. При этом в долларовом эквиваленте взимание таможенных платежей таможенными органами СЗТУ по сравнению с 2016 годом увеличилось с 7909,86 млн до 8876,16 млн, прирост составил 966,3 млн долларов, или 12,22%. Здесь необходимо отметить, что темпы снижения поступлений таможенных платежей в прошлом году по сравнению с 2016-м ниже темпов укрепления курса рубля к доллару.
Как и прежде, основной объем взимания таможенных платежей в Северо-Западном регионе пришелся на Балтийскую (64,98%), Санкт-Петербургскую (18,04%), Псковскую (4,91%), Кингисеппскую (4,43%) и Выборгскую (4,01%) таможни.
- В прошлом году в СЗТУ продолжались организационно-структурные преобразования. Что в этом плане произошло и будет ли данная работа проводиться в ближайшее время?
- За 2017 год общая штатная численность таможенных органов региона не изменилась. На сегодня она составляет 8269 единиц. При этом количество таможен и таможенных постов сократилось на 1 и 4 единицы соответственно. Теперь таможенные органы СЗТУ состоят из 10 таможен и 84 постов.
Наиболее масштабным и значимым мероприятием по оптимизации структуры таможенных органов региона стала ликвидация с 1 февраля 2017 года Себежской таможни. Она присоединена к Псковской таможне, регион деятельности которой расширен до всей территории Псковской области. Таможенные посты Себежской таможни без изменения местонахождения и компетенции в полном составе вошли в Псковскую таможню. В итоге она стала крупнейшей таможней региона со штатной численностью более 1500 единиц.
Также с 20 апреля 2017 года в соответствии с приказом ФТС России от 29.12.2016 № 2456 в структуре Санкт-Петербургской таможни были ликвидированы Эжвинский, Ухтинский, Жешартский таможенные посты и таможенный пост Автомобильный завод. При этом в месте размещения первых двух постов созданы отделы таможенного оформления и таможенного контроля № 2 и № 3, структурно входящие в Сыктывкарский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни, а регион его деятельности расширен до территории всей Республики Коми, за исключением городов республиканского значения Воркуты и Инты (с подчиненными им территориями).
В соответствии с приказами ФТС России до решения вопроса о ликвидации либо реорганизации ограничены полномочия по совершению таможенных операций Череповецкого таможенного поста (Центра электронного декларирования) (с 15.02.2017) и Колпинского таможенного поста (с 07.08.2017) Санкт-Петербургской таможни.
В нынешнем году организационно-структурные преобразования в СЗТУ продолжатся. Так, сейчас в Правительстве РФ на рассмотрении находятся предложения о ликвидации Воркутинского, Чудовского и Вытегорского таможенных постов Санкт-Петербургской таможни с сохранением в местах их размещения подразделений таможенного оформления и таможенного контроля (с кодами), структурно входящих в состав Сыктывкарского, Новгородского и Череповецкого таможенных постов Санкт-Петербургской таможни, а также о ликвидации Онежского таможенного поста Архангельской таможни.
- Что еще происходило или происходит на территории региона?
- Напомню, что в зоне деятельности СЗТУ имеются две особые экономические зоны (ОЭЗ):
- в Санкт-Петербурге – технико-внедренческого типа (функционирует Петродворцовый таможенный пост Санкт-Петербургской таможни);
- на территории Псковской области – промышленно-производственного типа (в завершающей стадии строительства).
Основные отрасли промышленности СЗФО: машиностроение, приборостроение, судостроение, топливно-энергетический комплекс, заготовка и переработка древесины, черная и цветная металлургия, пищевая и легкая промышленность, производство строительных материалов.
В связи с этим в последнее время СЗТУ активно занималось реализацией в Санкт-Петербурге таможенной процедуры «свободная таможенная зона». В прошлом году это происходило на территории участка «Нойдорф». Здесь Санкт-Петербургская таможня совместно с филиалом АО «Особые экономические зоны» ведет работу по передаче в федеральную собственность объектов таможенной инфраструктуры. В дальнейшем они будут закреплены в оперативное управление за Санкт-Петербургской таможней.
Отмечу, что в марте должно закончиться строительство новых объектов на участке ОЭЗ «Новоорловская». После чего на них выдадут правоустанавливающие документ. На сегодня в ОЭЗ в городе на Неве зарегистрировано 43 резидента. Также завершаются работы по строительству и техническому оснащению объектов инфраструктуры на территории ОЭЗ промышленно-производственного типа «Моглино» в Псковской области. К реализации проектов здесь приступили 9 резидентов.
Напомню, что 1 ноября 2017 года после реконструкции открыт двусторонний пешеходный пункт пропуска (ДППП) через государственную границу Ивангород Кингисеппской таможни. Он функционирует с 08:00 до 20:00. Особенностью работы сопредельного пункта пропуска Нарва-2 является запрет на перемещение через эстонскую границу товаров, подлежащих декларированию, и отсутствие возможности оформления tax free.
Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в ДППП Ивангород осуществляют должностные лица таможенного поста МАПП Ивангород Кингисеппской таможни. За счет внутренних резервов СЗТУ сюда добавлена штатная численность в количестве 8 единиц. Также отмечу, что в СЗТУ функционируют два Центра электронного декларирования – в Санкт-Петербургской и Балтийской таможнях.
- Что сегодня в целом представляет собой СЗТУ?
- Регионом деятельности Управления является часть территории Северо-Западного федерального округа. Она объединяет 10 российских субъектов: республики Карелия, Коми; Ненецкий автономный округ; Ленинградская, Мурманская, Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская области и город федерального значения Санкт-Петербург. За Калининградскую область мы не отвечаем, так как с недавних пор находящаяся на ее территории Калининградская областная таможня напрямую подчиняется ФТС России.
В зоне нашей ответственности находятся участки границы с Республикой Беларусь, Норвегией и тремя государствами - членами Евросоюза: Латвией, Финляндией, Эстонией. СЗФО - единственный округ России, граничащий со странами ЕС. Наши должностные лица контролируют перемещение товаров и транспортных средств через внешнюю границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) протяженностью 2661,5 километра, длина сухопутного участка составляет 1551,04 километра.
В составе СЗТУ действуют 47 пунктов пропуска: 15 многосторонних автомобильных (МАПП); 4 двусторонних автомобильных (ДАПП); 10 железнодорожных (ЖДПП); 10 водных (морских и речных); 7 воздушных; 1 пешеходный.
- Как обстоят дела в Управлении с личным составом?
- Штатная численность таможенных органов региона на 31 декабря 2017 года составила 8269 единиц, фактическая – 7689 единиц. Общая укомплектованность – 92,99%, что на 0,04% больше, чем в 2016 году (92,95%). Наиболее полно укомплектованы личным составом Архангельская, Выборгская, Карельская, Мурманская таможни, процент укомплектованности которых составляет от 98,22% до 94,44%.
- Происходят ли изменения в организации работы таможенных органов региона?
- Конечно, этому направлению уделяется особое внимание, в том числе и со стороны руководства службы в целом. Так, при поддержке ФТС России на базе Псковской и Выборгской таможен мы проводим эксперимент по внедрению новых подходов к организации работы пограничных таможенных постов. Его цель - оптимизировать распределение нагрузки на должностных лиц.
Недавно на МАПП Светогорск Выборгской таможни и МАПП Куничина гора Псковской таможни внедрили элементы работы, используемые таможенными органами Финляндии. Для оперативного маневрирования личным составом установлен гибкий график работы должностных лиц, объединены «грузовые», «пассажирские» и «досмотровые» подразделения.
С учетом положительных результатов эксперимента реструктуризация таможенных постов проведена фактически во всех МАПП, расположенных в регионе деятельности СЗТУ. В связи с очень большой штатной численностью (7 сотрудников, 293 государственных служащих и 1 работник) в прежнем режиме работает лишь МАПП Торфяновка Выборгской таможни.
По поручению ФТС России особое внимание уделяем повышению эффективности и качества работы МАПП Бурачки Псковской таможни. С мая 2017 года здесь функционировала рабочая группа по улучшению наиболее значимых показателей его деятельности, был утвержден План мероприятий («Дорожная карта») по повышению эффективности работы МАПП Бурачки.
Он предусматривал реализацию целого комплекса мероприятий, направленных на повышение качества администрирования, ускорение и оптимизацию процессов совершения таможенных операций, повышение эффективности и результативности кадровой и воспитательно-профилактической работы с личным составом данного поста, снижение коррупционных рисков и другое.
В итоге удалось эффективнее распределить управленческие функции между руководящим составом данного поста, улучшить организацию взаимодействия с таможенными органами сопредельной стороны и иными государственными контрольными органами в пункте пропуска с целью поддержания его пропускной способности на максимально возможном уровне.
Сейчас в сутки по направлению въезда в Россию она в среднем превышает 300 грузовых транспортных средств. В этом году полученный в МАПП Бурачки опыт планируем использовать в тех автомобильных пунктах пропуска, где есть проблемы с пропускной способностью.
- В последнее время много говорится о предстоящем появлении в системе таможенных органов России электронной таможни. Ведется ли работа по этому направлению в СЗТУ?
- Безусловно, ведь создание таких таможен является одной из важнейших задач проходящей сейчас реформы нашего ведомства. Это предусмотрено Планом мероприятий («Дорожная карта») по реформированию системы таможенных органов, утвержденным приказом Минфина России от 09.01.2018 № 2. Этим же документом утвержден План мероприятий по реализации Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года.
Уточню, что создание Северо-Западной электронной таможни - перспектива 2020 года. В СЗТУ работа по данному направлению началась в 2017 году. Нынче она будет продолжена, нам нужно как можно быстрее решить ряд важнейших организационных вопросов: определить структуру и штатную численность таможни; рассчитать необходимую ей площадь; выбрать место размещения самого органа, которое должно полностью соответствовать предъявляемым требованиям.
Региональная электронная таможня будет располагаться на площадях, находящихся в федеральной собственности. В связи с этим в 2018 году мы должны решить все организационные вопросы по ее созданию и размещению. Уже изучен рынок недвижимости в Санкт-Петербурге, произведен предварительный расчет штатной численности, необходимой для функционирования новой таможни. Информация представлена в ФТС России.
- Сейчас руководство ФТС России особое внимание уделяет формированию благоприятных условий для ведения внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и повышению конкурентоспособности российской экономики. Что в этом направлении делается в нашем регионе?
- Чтобы успешно решать данную задачу, Управление на плановой основе осуществляет комплекс мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования, внедрению новых перспективных технологий, оптимизации таможенных процедур, обеспечению достоверности заявляемых о товарах сведений, развитию таможенной инфраструктуры и ее технической оснащенности.
Обязательно продолжим реализацию технологии автоматической регистрации деклараций. Сейчас ее применяют все таможенные органы СЗТУ. По данной технологии в 2017 году зарегистрировано 146 689 ДТ, это в 1,5 раза больше, чем в 2016 году. Доля ДТ на вывозимые товары, зарегистрированных автоматически, от общего количества экспортных ДТ выросла до 55,5%. Также стало больше ДТ на ввозимые товары, зарегистрированных автоматически.
На постах активно применяется технология автовыпуска ДТ. Количество таких деклараций на вывозимые товары достигло почти 27 тыс., что в 4 раза больше, чем в 2016 году, и 188 деклараций на ввозимые товары. Доля ДТ по автовыпуску на вывозимые товары от общего количества экспортных ДТ достигла 10%.
Отмечу, что с 1 мая 2017 года во всех морских портах региона деятельности СЗТУ эксплуатируется Комплекс программных средств (КПС) «Портал Морской порт». С его использованием в прошлом году был направлен 5331 пакет документов и сведений на судно (ПДС), включая прибытие и убытие судов. На прибытие направлено 3108 судовых дел, на убытие более 1650 дел. Доля судозаходов, в отношении которых поданы ПДС, в среднем составила 25%.
Кроме того, на Усть-Лужском таможенном посту Кингисеппской таможни с 1 августа 2017 года реализуется эксперимент по оформлению в морском торговом порту Усть-Луга судового дела на убытие судна в электронном виде.
- Каким образом используется КПС «Портал Морской порт»?
- В Балтийской таможне он применяется для таких экспериментов, как:
- технология взаимодействия должностных лиц государственных контрольных органов и заинтересованных лиц при проведении эксперимента по принципу «единая проверка в одном месте»;
- технология организации хранения контейнеров с товарами, предназначенными для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита;
- осуществление выпуска товаров до проведения операций по выгрузке товара с борта судна в рамках предварительного декларирования товаров.
Отдельно отмечу работу Балтийского таможенного поста (ЦЭД), на который сейчас приходится почти треть ДТ, оформленных Балтийской таможней. Среднее время регистрации ДТ составило 24 минуты, а минимальное - 2 минуты. Среднее время выпуска товаров по всем ДТ, в том числе идентифицированным и не идентифицированным как рисковые поставки, составило 6 часов 57 минут.
Среднее время выпуска товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и не идентифицированных как рисковые поставки, - 1 час 17 минут. Среднее время выпуска товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта и не идентифицированных как рисковые поставки, - 24 минуты.
С применением технологии удаленного выпуска товаров в 2017 году пост оформил более 100 тыс. ДТ. Из них 99,6% – во взаимодействии с другими таможенными постами Балтийской таможни - Кронштадтским, Турухтанным, Лесной порт, Гавань, Бронка.
Важно, что в рамках декларирования информационное взаимодействие с этими постами ЦЭД осуществляет исключительно в электронном виде, в том числе при необходимости проверки сертификатов происхождения товаров. В этом случае в рамках удаленного выпуска их сканы представляются с того поста, где фактически находится товар.
В процессе осуществления таможенных операций в рамках технологии удаленного выпуска ЦЭД формировал «запросы информации о прибытии товаров на СВХ внешнего таможенного органа». Как правило, на их подготовку уходит 5 минут. На других таможенных постах Балтийской таможни это занимает от 5 до 20 минут. Среднее время формирования запроса - 9 минут. На подтверждение информации о факте размещения товаров на СВХ внешнего таможенного органа в рамках ранее направленных ЦЭД запросов требуется до 20 минут.
- Напомню, что с 20 марта 2017 года действует приказ Минфина от 30.08.2016 № 144н «Об утверждении порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме». Как он применяется таможенными органами СЗТУ?
- Если кратко, то в полном объеме и на всех таможенных постах. В результате существенно (более чем в 7 раз) выросло количество транзитных деклараций, поданных в электронном виде (ЭТД). В 2017 году их оформлено свыше 154 тыс. Годом ранее этот показатель составил 20 578 ЭТД.
Также реализована возможность использования сведений, содержащихся в электронных транзитных декларациях, в качестве предварительной информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу. В 2017 году таким образом оформлено 1111 предварительных транзитных деклараций.
Однако следует отметить, что, несмотря на принятые нами меры, по итогам прошлого года в общем объеме ДТ на электронные пришлось лишь 36%. Основная причина отставания в том, что в штатном режиме технология электронного транзита применяется в СЗТУ лишь со второго квартала 2017 года. Также на первых порах отмечалась незаинтересованность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в использовании данной технологии. В положительную сторону ситуация начала меняться к концу года. В результате на начало 2018 года по СЗТУ значение целевого показателя № 11 (с нарастающим итогом) составляет 98%, что существенно превышает контрольное значение на этот год – не менее 65%.
- Говоря о перспективных таможенных технологиях, какой основной целью является их реализация?
- Прежде всего - сокращение сроков выпуска ДТ. В итоге, благодаря применению данных технологий, из общего количества ДТ в течение первого дня выпущен 71% деклараций, на второй день - 21%.
Чтобы держать ситуацию на должном уровне, Управление постоянно анализирует сроки принятия решений о выпуске товаров, особенно в таможенных органах, расположенных в морских пунктах пропуска. С удовлетворением отмечу, что доля ДТ, выпущенных Балтийской и Кингисеппской таможнями в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления в первый день, превышает аналогичный показатель в иных морских таможнях РФ.
Вместе с тем, с учетом вступившего в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), установившего более короткие сроки регистрации ДТ и выпуска товаров, нам необходимо активизировать работу по дальнейшему использованию и совершенствованию перспективных технологий. Анализ ситуации показал, что для этого у нас еще есть неиспользованные резервы, причем по всем показателям. Также следует обеспечить реализацию и соблюдение положений ТК ЕАЭС, устанавливающих сроки регистрации и выпуска ДТ.
- Безусловно, самым важным событием этого года в России станет проведение Чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Как в таможенных органах региона проходит подготовка к столь значимому международному мероприятию, которое наша страна проводит впервые?
- Готовиться к нему мы начали еще в начале прошлого года. Сейчас работа идет в плановом порядке с учетом опыта, приобретенного в ходе подготовки и проведения в 2017 году Кубка Конфедераций FIFA. У нас есть четкий план мероприятий в области таможенного дела по подготовке таможенных органов к работе в условиях проведения и сопровождения чемпионата. Он утвержден в январе 2017 года ФТС России и Оргкомитетом «Россия-2018».
Есть и другие планы, в которых все детально прописано. В том числе в части совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля в отношении перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров, предназначенных для проведения указанного мероприятия. Уже сегодня понятно, что основная нагрузка в этом плане ляжет на Пулковскую таможню, обслуживающую главную воздушную гавань Санкт-Петербурга – международный аэропорт Пулково.
В частности, определена ее потребность в дополнительном персонале. Для этого в таможню будут прикомандированы 40 должностных лиц из других таможенных органов СЗТУ. Проработан вопрос усиления кинологических подразделений. Организованы и проводятся соответствующие комиссионные обследования пунктов пропуска, которые будут задействованы для обслуживания гостей и участников соревнований. Администрирование процесса подготовки таможенных органов региона к чемпионату осуществляется оперативными штабами ФТС России, СЗТУ и Пулковской таможни. Состав и регламент работы штабов утвержден соответствующими приказами ФТС России и СЗТУ. Назначены должностные лица, ответственные за взаимодействие с Оргкомитетом «Россия–2018».
- Как правило, в период подготовки и проведения такого рода международных мероприятий значительно возрастает поток контрафактной продукции с их символикой. Как обстоят дела в этом плане?
- Действительно, такого рода нарушения имеют место. Так, в 2017 году Балтийская, Выборгская, Пулковская и Архангельская таможни выявили и пресекли попытки ввоза и реализации контрафактных товаров с символикой FIFA. В 2017 году выявлено 52 515 единиц таких товаров. Решением суда они признаны контрафактными и переданы в уполномоченный орган для уничтожения.
Так, Выборгской таможней пресечена попытка ввоза 50 тыс. брелоков деревянных с незаконно нанесенными товарными знаками FIFA. Товары были задекларированы по ДТ без заявления сведений о наличии данного товарного знака. Установленным порядком товары изъяты, возбуждены дела об АП. Балтийской таможней выявлена крупная партия незадекларированных товаров легкой промышленности, ввозимых под видом «стальных труб…». На деле оказались 1590 контрафактных «костюмов для детей», на которых размещен образ символа чемпионата мира - волк «Забивака», страна происхождения товара – Китай. Товары также изъяты, возбуждено дело об АП.
Были и другие подобные случаи. Важным аспектом в данной работе является тесное взаимодействие СЗТУ с представителями Международной федерации футбольных ассоциаций FIFА, в рамках которого в 2017 году Управление провело семинары-тренинги с участием наших должностных лиц и представителей компаний- правообладателей. В этом году нам необходимо активизировать деятельность и добиться более значимых результатов в пресечении ввоза контрафактных товаров с символикой чемпионата.
- Какие еще задачи предстоит решать коллективу СЗТУ в 2018 году?
- В приоритете, безусловно, останется выполнение показателей результативности и эффективности деятельности таможенных органов региона, а также осуществление контроля состояния регулируемой сферы деятельности на основе результатов анализа достигнутых значений индикативных показателей.
Будет продолжена работа по оптимизации структур и штатной численности с учетом изменения товаропотоков в регионе, Плана мероприятий («Дорожная карта») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 по 2020 год и Плана мероприятий по реализации Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года.
Необходимо обеспечить более эффективное взаимодействие наших подразделений в рамках реализации системы управления рисками, контроля после выпуска товаров и правоохранительной деятельности; повысить уровень выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений в сфере таможенного дела; обеспечить законность принимаемых таможенными органами региона решений.
Также в наших планах дальнейшее развитие перспективных технологий, повышение уровня профессиональной компетентности должностных лиц, противодействие коррупции, поддержание служебной дисциплины, создание устойчивого и благоприятного социально-психологического климата в таможенных коллективах.
Особо отмечу, приведенный перечень не является исчерпывающим, он будет скорректирован с учетом решений, которые будут приняты на заседании итоговой коллегии ФТС России 2 марта 2018 года.
Уверен, что таможенные органы Северо-Запада обладают необходимым потенциалом и справятся с поставленными руководством Минфина и ФТС России задачами.
– Александр Николаевич, благодарю за содержательную беседу, от редакции желаю коллективу СЗТУ новых успехов и надеюсь, что в этом году наше сотрудничество будет продолжено, как это происходило все без малого 15 лет, которые выходит наше издание.