АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальный номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

Ваш город Колумбус (Калининград)

E-mail: m-sertif@mail.ru

Союз сработал на пятерку

Союз сработал на пятерку - Обзор прессы

Председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович — о развитии евразийской интеграции, преодолении современных вызовов и наращивании инвестиционного взаимодействия между странами — участниками ЕАЭС.

Евразийский экономический союз продемонстрировал способность успешно выдерживать и проходить через настоящие глобальные испытания, в том числе имеющие неэкономическую природу, например пандемию. Об этом лучше всего говорит статистика. В 2021-м произошел рекордный рост основных макроэкономических показателей "пятерки" как по сравнению с 2020 годом, так и относительно допандемийного 2019-го. При этом ­ЕАЭС является состоявшейся международной организацией региональной экономической интеграции. О его признании на международной арене говорит широкая сеть контактов с зарубежными партнерами. Каких успехов удалось добиться в евразийской интеграции в прошлом году и о прогнозе на 2022-й газета "Рэспублiка" спросила у председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаила Мясниковича.

Достойный результат

— Михаил Владимирович, прежде чем говорить о перспективах 2022 года, логично подвести предварительные итоги 2021-го. Чем он ознаменовался для ­ЕАЭС, с какими вызовами пришлось столкнуться и как их преодолевали? Какие наиболее ключевые решения вы бы выделили?

— На протяжении последних лет все больше принимаемых комиссией экономических решений носит социально ориентированный характер, когда во главу угла ставятся интересы простых граждан ­ЕАЭС.

Повышение качества жизни людей является главной задачей принимаемых решений как на национальном, так и на евразийском уровне.

Социальная ориентированность проводимой политики закреплена в основных законах каждой из стран нашего союза. "Государство для народа" — это не лозунг, это цель, которая последовательно реализуется в Беларуси под руководством Президента и предлагается к закреплению в Конституции страны. Именно социально ориентированная рыночная экономика была принята в качестве перспективной модели госстроительства в 1994 году, успешно себя зарекомендовала и, уверен, позволит обеспечить дальнейший рост благосостояния граждан Беларуси.

В Беларуси темпы роста реальных денежных доходов населения за последние пять лет были одними из самых высоких среди стран ­ЕАЭС (116,7 процента). Только за 11 месяцев 2021 года реальная заработная плата увеличилась на 4,6 процента.

Полагаем, что формированию общего рынка труда Евразийского экономического союза будет способствовать вступившее в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся в ­ЕАЭС, предоставившее всем равные, не зависящие от гражданства права. Трудовые мигранты могут получать пенсию по месту проживания или в стране, назначившей пенсию. Выработанный стаж суммируется независимо от того, где получен. Решено отменить ограничения для педагогов и юристов, они могут работать в любом из государств союза. Трудящимся предоставлена возможность изменить цель въезда, не покидая страну трудоустройства.

Запущен экономически и социально важный проект "Работа без границ", который предоставляет людям возможность в онлайн-режиме находить информацию о свободных рабочих местах и соискателях вакансий в других странах ­ЕАЭС. Реализован и начат ряд других значимых проектов, благодаря которым граждане государств — членов ­ЕАЭС получат социальную защиту и соответствующие гарантии.

Главным вызовом в прошедшем году, безу­словно, оставалась пандемия COVID-19, на преодоление последствий которой были направлены значительные усилия и ресурсы стран Евразийского экономического союза.

Здоровье граждан — особая повестка деятельности Коллегии ЕЭК. Утвержден План мероприятий по повышению уровня обеспеченности стран ­ЕАЭС важными лекарственными препаратами до 2024 года.

2021-й стал первым годом реализации Стратегии-2025 как инструмента развития ­ЕАЭС, утвержденной в 2020-м главами государств ­ЕАЭС — в год председательства Беларуси в органах союза.

По нашим расчетам, по итогам 2021 года объем экспорта внешней торговли превысит 500 миллиардов долларов — максимального значения с 2015-го (за 11 месяцев 2021 года увеличился на 42,5 процента), а объем взаимной торговли (прирост составил 32,4 процента) превысит 70 миллиардов долларов и достигнет нового максимального исторического значения.

Наибольший вклад в экспорт на рынки стран вне ­ЕАЭС в январе — ноябре 2021 года внесли Беларусь (рост на 50,3 процента) и Россия (рост на 45,4 процента). Основными покупателями экспортируемых из ­ЕАЭС товаров являлись страны Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

Активизировались зарубежные экономические связи. В 2021 году вступили в силу 15 международных договоров, подписано 9 новых соглашений с иностранными парт­нерами, которые в настоящее время проходят ратификацию в странах. Принят Протокол к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном.

Главами государств одобрен переход ко второму этапу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ­ЕАЭС. Все мероприятия первого этапа (2018—2021 годы) выполнены.

Перечисленное — далеко не полный список того, чего удалось достичь в прошедшем году. Сделан хороший задел на будущее для плодотворной работы в целях дальнейшего усиления интеграционных процессов.

Высокая оценка

— 2022 год для ЕЭК — юбилейный. 2 февраля исполнится десять лет с начала функционирования комиссии. За это время союз обрел прочную институциональную и нормативную базу. Вы как председатель какую бы дали оценку деятельности ЕЭК?

— Евразийский экономический союз состоялся, идет его стабильное развитие. ­ЕАЭС стал серьезным экономическим центром на международной арене, созданы дополнительные условия для экономического развития национальных экономик и повышения благосостояния народов союза.

Евразийская экономическая комиссия как постоянно действующий регулирующий орган союза обеспечивает деятельность ­ЕАЭС в пределах своих полномочий. Только в 2021 году принято 634 акта ЕЭК, большинство из которых носит характер прямого действия, а в отношении таможенного и технического регулирования — наднациональный.

На постоянной основе ведется целенаправленная работа по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке союза. Продолжается работа по формированию единой системы технического регулирования союза.

В октябре 2021 года Совет ЕЭК утвердил план по устранению наиболее значимых изъятий и ограничений на внутреннем рынке ­ЕАЭС, что будет содействовать более активной торговле и бесшовному транзиту.

Работа комиссии осуществляется в тесном контакте с государственными органами сторон. В 2021 году проведено более 50 сов­местных мероприятий с представителями хозяйствующих субъектов. В 2021-м состоялись встречи по проблемным вопросам с бизнес-сообществами Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России. Прошло два заседания Консультативного совета по взаимодействию комиссии и Делового совета ­ЕАЭС.

2021 год стал знаковым по многим чувствительным направлениям сотрудничества, которые, несмотря на их актуальность, не решались годами. Например, приняты документы о равном доступе всех субъектов хозяйствования к госзакупкам в государствах — членах союза, подписаны соглашения о применении навигационных пломб при перемещении товаров, таможенном транзите и другие. Благодаря этим мерам устраняются многие препятствия во взаимной торговле и транзите товаров.

Главами государств по предложению комиссии 10 декабря 2021 года подписан пакет поправок в Договор о ­ЕАЭС — так называемый II Большой протокол. Всего в документ включено 139 дополнений и изменений, которые направлены на устранение пробелов в правовом регулировании, снятие имеющихся ограничений.

Тесное взаимодействие

— Прошлый год наглядно продемонстрировал необходимость более тесной кооперации между странами ­ЕАЭС, в том числе в промышленности. Какие задачи ставятся в этом плане на 2022 год и каких прорывных проектов следует ожидать?

— Ключевая задача в Евразийском экономическом союзе сегодня — полномасштабная реализация Стратегии-2025. Экономики союзных стран могут развиваться более высокими темпами, обеспечивая рост благосостояния своих граждан. С одной стороны, положительная динамика роста экономик в 2021 году сложилась во всех государствах-членах, в Беларуси темп роста ВВП в январе — декабре 2021-го составил 102,3 процента. С другой — необходимо решительно переходить от логики развития в формате "торгового союза" к полноценной интеграции промышленных потенциалов государств-членов и инновационному развитию.

Несмотря на пандемию COVID-19, промышленность Евразийского экономического союза в 2021 году продемонстрировала высокие темпы роста. Промышленное производство в целом по ­ЕАЭС увеличилось за 11 месяцев 2021-го более чем на 5 процентов, причем во всех странах союза, а в Беларуси — на 6,7 процента. Это результат высокой базовой конкурентоспособности экономики Беларуси и ответ пессимистам, утверждающим, что инвестиционные проекты недостаточно эффективны. Именно инвестиции, в том числе с поддержкой государства, обеспечивают занятость и доходы многих тысяч семей, производство высоколиквидной продукции и экономическую мощь Беларуси.

Приоритетное внимание уделяется актуальным задачам. Так, в 2022 году государства-члены совместно с комиссией обеспечат дальнейшую проработку вопросов организации совместного производства вакцин, в том числе против коронавирусной инфекции, на территориях стран союза и формирование евразийской технологической платформы в сфере производства фармацевтической продукции. Мы в ЕЭК считаем, что целесообразно разработать стратегию развития общего рынка фармсубстанций ­ЕАЭС в целом.

Важным направлением работы является формирование комплексного плана сотрудничества в авиастроении. В декабре 2020 года Президентом Российской Федерации было инициировано расширение сотрудничества в авиастроении. Совместно со сторонами комиссия разработала соответствующий План мероприятий на 2022—2023 годы. В феврале 2022-го мы планируем вынести вопрос на рассмотрение премьер-министров стран союза. Для Беларуси как участника проекта это представляет большой интерес.

Идет наработка комплекса мер по Евразийской программе импортозамещения, о необходимости которой говорил Президент Беларуси на заседании Высшего совета. Одним из важнейших направлений нашей работы является цифровая трансформация промышленности в ­ЕАЭС. Это будет новым этапом развития и модернизации промышленного производства. Уже сейчас в государствах — членах союза сформировался запрос на создание информационной системы промышленности в ­ЕАЭС. Система должна связать производственные и научные организации, потребителей промышленного оборудования, товаров и услуг. Мы рассчитываем на запуск этой системы в 2023 году.

Все страны союза имеют собственные цифровые приоритеты и национальные программы цифровой трансформации отдельных отраслей и экономики в целом. Но есть большой пласт вопросов, заниматься которыми эффективно можно только на наднациональном уровне. Это и выстраивание трансграничной промышленной кооперации, формирование экосистемы цифровых транспортных коридоров, и создание умной евразийской системы цифрового технического регулирования.

Соответствующие проекты уже разрабатываются комиссией. Они должны поставить на службу экономикам стран союза последние технологические достижения: большие данные, облачные решения, элементы машинного обучения. Конечно, сегодня мы видим, что эти проекты могли бы реализовываться быстрее. Отчасти сдерживающим фактором остается неравномерность цифрового развития стран — участниц союза. Приходится сталкиваться с неготовностью национальных компонентов, отсутствием в некоторых странах необходимой цифровой инфраструктуры или информационных ресурсов.

Крайне важной задачей нашей работы остается, конечно, обеспечение роста конкурентоспособности экономики союза. Цифровые технологии в этом не являются самоцелью, но остаются одним из важнейших инструментов. Большой задачей, которую предстоит решить в 2022 году, мы видим необходимость подготовки соглашения об обороте данных в союзе. Ведь информация — основа цифровой экономики. Соответствующая Группа высокого уровня, созданная комиссией, уже в январе 2022 года приступила к работе. Очень вероятно, что потребуется корректировка приоритетов нашей цифровой повестки. Мир не стоит на месте. Ситуация за последние два года изменилась кардинально. Мы столкнулись с вызовами в сфере логистики, здравоохранения, климата, безопасности. И цифровые инструменты могут стать серьезным подспорьем в решении этих проблем.

Ставка на инвестиции

— Какие перспективы для наращивания инвестиционного потенциала есть у стран союза?

Как показывает мировая практика, опережающий рост экономики базируется именно на росте инвестиций. Пример этому — Китай, где на протяжении последних десяти лет ежегодно инвестиции в основной капитал стабильно находятся на уровне выше 40 процентов ВВП, что в два раза выше этого показателя в государствах ­ЕАЭС. Развитие экономик государств — членов ­ЕАЭС за счет инвестиционной и инновационной деятельности мы считаем главным приоритетом наравне с развитием промкооперации и цифровизации — это будущее ­ЕАЭС. Наш экономический союз должен укрепляться за счет новых как национальных, так и евразийских транснациональных компаний и производств, взаимодополняемости и специализации реального сектора и сферы услуг.

К сожалению, динамика валового накопления основного капитала в целом по ­ЕАЭС недостаточна. Основные объемы инвестиций направляются в сырьевой сектор государств — членов ­ЕАЭС. Дело нужное, однако необходима диверсификация экономик стран союза. В Беларуси ситуация несколько лучше, поскольку в обрабатываю­щую промышленность направляется более 21 процента инвестиций. Аргументы министра ЕЭК академика РАН Сергея Глазьева о том, что проводимая в настоящее время центральными банками стран ­ЕАЭС денежно-кредитная политика является достаточно жесткой и не способствует увеличению кредитования экономики и, соответственно, стимулированию роста деловой активности в странах ­ЕАЭС, заслуживают внимания. Отрицательно на экономическом развитии стран ­ЕАЭС сказывается отставание финансовых возможностей региональных институтов развития ­ЕАЭС от европейских и азиатских партнеров. Имеющиеся средства евразийских институтов развития могли бы более активно использоваться для финансирования проектов ­ЕАЭС, обеспечивая тем самым модернизацию и диверсификацию экономик наших стран. В странах ­ЕАЭС удельный вес кредита в экономике ниже ведущих стран, что в значительной мере влияет на динамику и устойчивость потока инвестиций в реальный сектор экономики.

Вопросы инвестиционного развития государств — членов ­ЕАЭС являются актуальными и, полагаем, будут предметом обсуждения в феврале 2022 года Евразийского межправсовета и в мае Высшего Евразийского экономического совета. Призывами и лозунгами эти вопросы не решить. Должны быть убедительные расчеты, прогнозы развития, надо создать мотивационные механизмы, чтобы не только ­ЕАБР, но и коммерческие банки, частный капитал в целом больше инвестиций направляли в промышленную сферу. Этот сектор формирует устойчивый спрос на инновации, высококвалифицированный персонал, финансовые, логистические, маркетинговые услуги. От его объемов напрямую зависит устойчивость экономик. Определенные предложения в ЕЭК наработаны. Одним из механизмов снижения стоимости кредитных ресурсов может стать выделение средств Евразийского фонда стабилизации и развития, аккумулируемых на предоставление грантов. Кредиты и гранты ­ЕФСР следовало бы направлять также на стимулирование спроса на промышленную продукцию стран союза и расширение промышленной кооперации. Конечно, требуются решения высокого уровня о справедливой политике инвестиций в ­ЕАЭС.

Еще одним инструментом реализации кооперационных проектов может стать применение схемы финансирования межгосударственных программ и проектов ­ЕАЭС. Соответствующее Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере имеется, но необходимо в полной мере использовать возможности Евразийского фонда стабилизации и развития, Евразийского банка развития, других институтов. Стратегией-2025 определена задача по формированию правовой базы по разработке, финансированию и реализации совместных программ и проектов во всех сферах экономики. Я уверен, эти непростые задачи будут решены успешно! Консолидация национальных усилий и активная инициативная работа союзных органов над достижением этих целей, решением других актуальных задач, несомненно, позволят нашему Евразийскому экономическому союзу выйти на новые уровни экономического развития, обеспечат мир и согласие в обществе и благополучие граждан.
Все новости

X
00:60