Серьезный удар по нескольким отраслям: как повлияют санкции на индустрии
Разъяснения экспертов по сертификации
Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ
Санкции против России, введенные в ответ на спецоперацию на Украине, заметно повлияют на петербургскую промышленность, утверждает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко. В комментарии для РБК Петербург она предположила, по кому санкции ударят наиболее ощутимо.
Электронщики и дизелестроители
Самые большие неприятности эксперт связывает с технологическими ограничениями, которые касаются компонентов и комплектующих для аэрокосмической отрасли, судостроения и отраслей оборонной промышленности. Из-за этого пострадают многие отрасли и даже гособоронзаказ, потому что там нет полного импортозамещения. Контуры технологических запретов пока не вполне ясны (нет конкретного перечня запрещенных технологий), но что уже очевидно, так это негативное влияние запрета на поставки компонентов. Решение Тайваня, главного мирового производителя многих видов электронных чипов, присоединиться к санкциям может означать запрет на поставки продукции из этой страны в Россию, что нанесет серьезный удар по петербургской электронной отрасли. Впрочем, это станет серьезным стимулом для импортозамещения, чем наши электронщики до сих пор занимались недостаточно усердно, говорит Елена Ткаченко. Но даже те компоненты, которые промышленникам удастся закупить на мировом рынке, заметно подорожают из-за падения рубля к иностранным валютам.
Сильно зависят от иностранных компонентов и другие отрасли петербургской промышленности, например, дизелестроение (для судостроения, автопрома, энергетики и др.), где импортируется около 65% комплектующих, по оценке эксперта. Запрет на их поставки в принципе можно обойти через другие страны (такой опыт у промышленников появился после 2014 года), но это увеличит издержки, поскольку появление дополнительных посредников всегда приводит к подорожанию, отмечает Елена Ткаченко. К тому же, все подорожает из-за падения курса — даже та часть комплектующих, которая производится в Китае и вряд ли будет запрещена к экспорту в Россию.
Сильно осложняет работу всех отраслей санкции на операции с иностранной валютой крупнейших российских банков, которые, по оценке эксперта, обслуживают около 60% российской экономики. Компании, конечно, найдут зарубежных партнеров в тех странах, которые санкции не объявили, но это — опять посредники, чья маржа увеличит себестоимость продукции российских компаний. К тому же, появятся издержки, связанные с межвалютными операциями.
Третья волна проблем оборонки
Что касается заявлений некоторых стран о возможных разрывах действующих контрактов с российскими компаниями и запретов на заключение новых, то особо сильного эффекта здесь Елена Ткаченко не ожидает. Во-первых, как сообщил премьер-министр Японии Фумио Кисида, его страна, а также США и "заинтересованные страны ЕС", уже вывели из-под санкций российскую энергетику, а во-вторых, в ряде случаев мировая экономика не может без огромного ущерба для себя отказаться от целого ряда российских поставок — например, титана для самолетов, редкоземельных металлов для микроэлектроники, калийных удобрений и др.
Запрет на поставки товаров двойного назначения тяжело ударит по оборонной промышленности — причем, не только сейчас, но и через несколько лет, подчеркивает эксперт. Министерство обороны не принимает во внимание объективные, важные для предприятий, обстоятельства, связанные с иностранными запретами, проблемами в логистике, колебаниями курса и до сих пор предъявляет претензии к исполнителям своих заказов, сорванных по срокам и ценам еще в 2014-2015 годах, утверждает Елена Ткаченко: "Никаких скидок на происшедшую тогда девальвацию рубля, нарушение логистических маршрутов, Минобороны не делает. Если эта практика сохранится, то после нынешних санкций предстоит следующая волна претензий".
И эта волна будет третьей — потому что сейчас наступает только вторая, связанная с логистическими срывами из-за пандемии коронавируса. Получившие претензии Минобороны компании рискуют попасть в список недобросовестных поставщиков, что крайне неприятно для ОПК. Эта угроза вынуждает некоторые компании к авантюрным действиям — использовать не вполне легальные каналы поставок, что чревато самыми разными рисками, вплоть до уголовного преследования руководителей. Определенные опасения эксперт связывает и с возможными российскими антисанкциями.
"С учетом большого количества предприятий ОПК в Петербурге и значительной их роли для городской экономики, в том числе вследствие серьезного синергетического эффекта для малых и средних предприятий-партнеров по оборонзаказу, ситуация в ближайшие годы представляется не слишком радужной", — говорит Елена Ткаченко.
Первые санкции
По состоянию на утро 26 февраля санкционный список в банковском секторе включает ВЭБ, Промсвязьбанк, АКБ "Россия", Индустриальный сберегательный банк, "Черноморский банк развития", Генбанк, Газпромбанк, Альфа-банк, Сбербанк, банк "Открытие", Совкомбанк, ВТБ, Россельхозбанк, Московский кредитный банк (МКБ), Новикомбанк, Ozon-банк. Под санкции попадают также дочерные структуры этих банков. Наиболее серьезные, блокирующие, санкции применены к ВТБ, Совкомбанку, Новикомбанку и банку "Открытие" (и к их дочкам). Сберу блокировали корреспондентские счета. Остальным ввели ограничения на финансирование.
Помимо банковского сектора, санкции наложены на поставки товаров двойного назначения. Кроме США, санкции поддержали еще 27 стран Евросоюза и ряд других государств.
Все новости