АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальный номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

Ваш город (Калининград)

E-mail: m-sertif@mail.ru

Регулируется роялти за использование ОИС

Регулируется роялти за использование ОИС - Обзор прессы

В результате применения сложных моделей договорных отношений в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в последнее время прослеживается тенденция к тому, что сейчас в деятельности ЕАЭС стало куда больше виртуального и медийного содержания, чем реального положительного эффекта для экономик входящих в Союз государств.

Имеющие место проблемы и кризисные явления, как это нередко делают некоторые эксперты и аналитики, можно обозначить и списать на "детские болезни интеграции" или на то, что прошло слишком мало времени для того, чтобы экономики стран Союза почувствовали положительные сдвиги. Вместе с тем можно привести отдельные примеры некоторых успехов в рамках Союза и при этом не сильно грешить против истины, поскольку они действительно имеют место в экономике государств Союза.

Решение проблем, существующих в рассматриваемой области отношений, безусловно, является необходимым фактором устойчивого развития экономики стран ЕАЭС, придания ей инновационного характера за счет перехода к экономике знаний и создания рынка интеллектуальной собственности (далее – ИС). Только четкое законодательное регулирование в рамках ЕАЭС позволит наиболее грамотно и, соответственно, эффективно решать проблемы, возникающие в рассматриваемой области.

Анализ правового положения и специфики деятельности позволяют выявить особенности правового режима регулирования вопросов, связанных с роялти за использование объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС), которые не размещены на товарах, ввозимых на территорию Союза. В настоящее время отмечается определенный рост товарооборота внутри стран ЕАЭС, происходит выход национальных товаров на рынки других стран Союза. Также активно ведется работа по устранению административных барьеров, нередко возникающих на пути свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В этой ситуации возникает вопрос относительно обеспечения защиты прав на ОИС при перемещении товаров через таможенную границу Союза.

Руководитель ФТС России Владимир Булавин в своем выступлении обратил внимание, что "законодатель не дал однозначного подхода к определению таможенной стоимости, что стало своеобразной лазейкой для недобросовестного бизнеса. Получение от наших партнеров из китайской таможенной администрации достоверных данных о таможенной стоимости (импортируемых на территорию ЕАЭС товаров) позволит решить этот вопрос. Не будет споров, так как мы будем получать ту таможенную стоимость, по которой товар действительно вывезен из Китая. Сейчас мы (и суды, кстати, тоже), в первую очередь, ориентируемся на инвойс - договор, по которому вывозится товар. Но (для таможенников) это ненадежный источник информации о таможенной стоимости".

Уточню, что согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) включению в таможенную стоимость товаров подлежат лицензионные и иные платежи за использование ОИС, в том исле роялти, платежи за патенты, авторские права, товарные знаки (далее – роялти). При этом очень большая часть вопросов связана с роялти за такие ОИС, как коммерческое обозначение, ноу-хау или франчайзинг, то есть за ОИС, не размещенные на ввозимых товарах. Однако при уплате роялти за их использование могут выполняться предусмотренные подпункту 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС условия включения таких платежей в таможенную стоимость товаров при их перемещении через таможенную границу государств ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (далее - роялти), не включенные в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, учитываются в качестве одного из дополнительных начислений к цене в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС при выполнении в совокупности двух требований: если эти платежи относятся к ввозимым товарам и уплата роялти является условием продажи оцениваемых товаров (прямо или косвенно) для их вывоза на таможенную территорию Союза.

При выполнении данных требований само по себе заключение договора с иным, чем продавец товара, правообладателем не препятствует включению уплачиваемых на основании такого договора роялти в соответствующем размере в таможенную стоимость оцениваемых товаров.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что при определении таможенной стоимости товаров по первому методу (по стоимости сделки с возимыми товарами в соответствии со статьями 39, 40 ТК ЕАЭС) под сделкой понимается совокупность сделок, осуществляемых в соответствии с различными видами договоров, в соответствии с которыми товары продаются для цели ввоза на таможенную территорию Союза.

В этой связи в стоимость сделки необходимо включать соответствующие стоимостные показатели по каждому из заключенных договоров, в соответствии с которыми осуществляется ввоз товаров на таможенную территорию Союза. Это предусмотрен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 20.12.2012 № 283. Поэтому при осуществлении внешнеэкономических сделок нередко возникают проблемные вопросы, связанные с включением в таможенную стоимость товаров при ее определении по первому методу. Здесь необходимо обратить особое внимание на таможенные платежи, формально уплачиваемые не за ОИС, но которые фактически связаны с ввозимыми товарами и уплачиваемыми в качестве условия их продажи для ввоза на таможенную территорию Союза для внутреннего потребления.

Отсутствие требования об отражении в декларации таможенной стоимости, утвержденной решением Коллегии ЕЭК от 16.10.2018 № 160, вышеуказанных платежей не представляет таможенным органам возможность получения объективного понимания того, каким образом была определена таможенная стоимость товаров при их ввозе на единую таможенную территорию Союза.

Отмечу, что для принятия решения о необходимости включения роялти в таможенную стоимость товаров в составе дополнительных начислений необходимо обратить внимание на выполнение требований, которые определяют отношение роялти к ввозимым товарам, а также устанавливают уплату роялти в качестве условия продажи ввозимых товаров на таможенную территорию Союза.

Для повышения эффективности контроля за полнотой уплаты таможенных платежей в отношении товаров, в которых выражены права интеллектуальной собственности, по мнению экспертов, представляется целесообразным внесение изменения в решение Комиссии Таможенного союза (КТС) от 16.10.2018 № 160, которые будут предусматривать обеспечение заявления в декларации на товары в полном объеме сведений об ОИС, размещенных на ввозимых товарах, и их отражение в данной декларации.

Для обеспечения полноты и объективности заявления в декларации на товары полного объема сведений об ОИС, выраженных в товарах, представляется целесообразным включить в Порядок заполнения декларации на товары, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 № 257 (далее - Порядок), положения о необходимом указании в графе 31 декларации на товары:

  • в случае, когда товары не содержат ОИС (товарные знаки), указывать формулировку "отсутствует";
  • в случае, когда товары содержат ОИС, указывать сведения о номерах регистрационных документов, в соответствии с которым ОИС предоставлена правовая охрана в странах Союза (номера регистрации в реестрах патентных ведомств и/или в Международном бюро ВОИС).

Необходимо обратить внимание, что Порядок содержит требование об указании в декларации на товары сведений о результатах интеллектуальной деятельности, в отношении которых таможенные органы принимают меры по защите прав на ОИС (объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров). В отношении остальных ОИС таможенные органы не принимают меры по защите прав правообладателей и не включат данные ОИС в национальные реестры ОИС, которые ведут таможенные органы.

При этом предлагается производить обмен информацией между Роспатентом, ФТС России и ФНС России. Это позволит осуществлять надлежащий контроль за уплатой в полном объеме таможенных пошлин и налогов участниками внешнеэкономической деятельности, осуществляющими ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товаров, в которых выражены ОИС. Указанный обмен информацией целесообразно осуществлять посредством Единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Все новости

X
00:60