Китайская компания мешает продуктовому экспорту из Петербурга
Разъяснения экспертов по сертификации
Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ
Петербургский производитель молочных продуктов, ГК «Галактика», официально аккредитованная для работы в Китае, столкнулась с тем, что ее товарные знаки на территории КНР зарегистрировала на себя неизвестная китайская фирма. «Галактика» рассчитывает на приоритет международной защиты одного из брендов, однако на практике добиться справедливости будет непросто, предупреждают юристы.
Неприятные сюрпризы
В декабре прошлого года Россельхознадзор сообщил, что десять российских компаний, в число которых вошла ГК «Галактика», получили право поставлять молочную продукцию в КНР. Однако всего через месяц стало известно, что малоизвестная компания Suifenhe City Millenium E-commerce из города Муданьцзян подала заявки на регистрацию на территории КНР десяти товарных знаков аккредитованных в этой стране российских молочных заводов. Под удар попали сразу два товарных знака «Галактики» — «Свежее завтра» и «Большая кружка».
Таким образом, как поясняет партнер CLAIMS Екатерина Проничева, «Галактика» лишилась юридической возможности продавать продукцию под этими брендами в Китае. «Для российского завода это означает, что она не сможет зарегистрировать собственные знаки, пока не оспорит эти заявки, а значит поставки продукции пока будут заблокированы», — говорит Проничева.
Такая ситуация, как считают эксперты, может поставить под угрозу планы масштабной экспансии «Галактики» на китайском рынке. В мае, по итогам крупнейшей в КНР выставки продовольствия и напитков SIAL CHINA 2019, представитель ГК «Галактика» сообщал, что компания запланировала первые поставки ультрапастеризованного молока и молочных коктейлей в Китай во втором полугодии 2019 года. В рамках выставки SIAL China петербургская компания подписала рамочное соглашение о начале сотрудничества с Beijing Fuluosida Trade. Китайский партнер представляет альянс 10 импортеров, которые собираются продвигать продукцию ГК «Галактика» в розничных сетях и в каналах онлайн-продаж на всей материковой территории КНР.
Справка
В ГК «Галактика» входят два молочных завода — в Гатчинском районе Ленобласти и Фаленском районе Кировской области. По данным СМИ, конечные собственники предприятия — бизнесмены Игорь Дю и Максим Иванов. По информации «Галактики», в 2018 году выручка холдинга выросла на 7% — до 6 млрд руб. Производитель выпускает продукцию под брендами «Большая кружка», «Свежее завтра», «Сударыня», Be Dairy 2.0.
Трудности перевода
Впрочем, в «Галактике» больших трудностей с поставками в Китай не ожидают, сообщил РБК Петербург директор по развитию компании Олег Дю. «По «Большой кружке» нет проблем, мы подали заявку на регистрацию раньше и у нас приоритет по времени», — пояснил Олег Дю.
Однако сроки подачи заявки могут не сыграть решающей роли, предупреждает Екатерина Проничева. «Действительно, у «Галактики» приоритет по дате, но это не значит, что китайской компании автоматически откажут в регистрации «Большой кружки», так как у «Галактики» знак словесный, а у китайской компании — комбинированный логотип», — поясняет Проничева. Она не исключает, что, поскольку слова написаны кириллицей, китайское ведомство может и не увидеть сходства, а значит удовлетворить заявку Suifenhe City Millenium E-commerce. «Тогда у «Галактики» будет риск привлечения к ответственности именно за использование графики их же собственного логотипа», — делает вывод Екатерина Проничева.
Что касается ТЗ «Свежее завтра», то, по словам Олега Дю, «Галактика» не планирует поставлять продукцию в Китай под этим брендом. «Но для восстановления справедливости мы опротестуем китайскую заявку через филиал Российского экспортного центра (РЭЦ)», — сказал Дю.
В начале лета представитель РЭЦ со ссылкой на российские молочные заводы сообщал, что те готовят коллегиальный иск к компании из города Муданьцзян, чтобы отстоять свои права на товарные знаки. Однако информации о дальнейшей судьбе этого иска у представителя РЭЦ нет. Как отметили в CLAIMS, коллегиальный иск в данной ситуации не поможет. «Каждому заводу нужно отдельно подавать в китайское патентное ведомство оппозиции против регистрации соответствующих заявок», — объясняет Екатерина Проничева.
Репутация стабильно плохая
Опрошенных РБК Петербург представителей российского бизнеса, имеющих опыт работы на китайском рынке, коллизия с товарными знаками не удивляет. «Зная эту особенность, мы заранее зарегистрировали торговые марки в Китае, чтобы избежать возможных эксцессов», — говорит Ирина Снегова, генеральный директор «Кондитерского объединения «Любимый Край», которое три года назад экспортировало свою продукцию в КНР. «Работать с Китаем очень тяжело, мы много слышали жалоб, но реальность оказалась еще хуже. В итоге мы просто заморозили это направление на неопределенное время», — рассказывает другой петербургский бизнесмен на условиях анонимности.
«С точки зрения защиты интеллектуальной собственности, репутация у Китая стабильно плохая. Привлечь нарушителя, который копирует российский бренд, по-прежнему очень сложно», — признает Екатерина Проничева. Решить проблему с защитой интеллектуальной собственности, по ее словам, призваны изменения в законодательстве Китая, которые вступят в силу в ноябре текущего года и касаются недобросовестной подачи заявок на регистрацию товарных знаков.
Пока же продолжают борьбу те производители, которых привлекает масштаб рынка. По данным АО «Российский экспортный центр», объем экспорта продукции АПК из России в Китай в начале 2010-х гг. составлял 1–1,2 млрд долл. в год. В 2018 г. экспорт продукции АПК увеличился на 42% от уровня годом ранее и превысил 2,5 млрд долл. Значительный рост наблюдается с 2015 года благодаря началу крупных поставок масла, муки, кондитерских изделий, напитков, а также дальнейшему увеличению отгрузок рыбы и морепродуктов.
«Хотя люди более старшего возраста в Китае предпочитают традиционные продукты, молодежи нравится пробовать что-то новое. В результате структура потребления в Китае становится все более интернациональной, поэтому увеличивается рыночная доля европейских компаний», — рассказывает Ирина Снегова.