АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальный номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

Уход Сапсанов из России: чем заменим?

Уход Сапсанов из России: чем заменим? - Обзор прессы

Немецкая компания Siemens, производящая поезда "Сапсан", объявила 12 мая об уходе с российского рынка. Она уже начала "процедуры по прекращению своей производственной деятельности и всей деловой активности".

Комментируя дальнейшую судьбу поездов "Сапсан" и "Ласточка", в пресс-службе ОАО "РЖД" сообщили вчера, что техническое обслуживание будет продолжено в рамках действующего российского законодательства под руководством и контролем холдинга "РЖД". Но как именно, не уточняется.

О приостановке поставок и работы над новыми бизнесами в России немецкий концерн объявил 2 марта после введения санкций в отношении РФ. Siemens заявила, что приостанавливает контракт на поставку РЖД 13 новых высокоскоростных поездов "Сапсан". Бюджет это сделки составляет более €513 млн. При этом компания пообещала продолжить "локальную деятельность по обслуживанию и ремонту в строгом соответствии с санкциями".

В марте спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что место немецкого концерна могут занять другие. В частности, на рынке обсуждалась такая альтернатива по поставкам поездов предприятием "Уральские локомотивы" (входит в группу "Синара").

Но встал один из главных вопросов – дальнейшее техническое обслуживание и поставки комплектующих для уже находящихся в России "Сапсанов". Детально эти планы ОАО "РЖД" не озвучило. Комментируя ситуацию с приостановкой контракта, генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров тогда заявил, что "Сапсаны" продолжат ходить и при возникновении каких-то нюансов РЖД будут запчасти дорабатывать, "искать варианты, как это будет работать".

Зампредседателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виктор Дерябкин считает, что ОАО "РЖД" выстроит новые логистические цепочки, чтобы не потерять поставки скоростных электропоездов "Ласточка" и "Сапсан" после ухода из России немецкого концерна Siemens.

"Не могут все санкции долго действовать. На российском рынке, с такими протяженными железными дорогами, востребованность колоссальная. Я думаю, через некоторое время успокоятся и вернутся. Не вернутся – найдем решение", – заявил он.

В качестве одного из вариантов решения проблемы он назвал Новочеркасский электровозостроительный завод в Ростовской области. "Мы в свое время заграницу электровозами обеспечивали, поэтому ничего смертельного для нас нет. Заменить, конечно, можно будет эти поезда. Помедленнее, может быть, будем ездить, но ничего страшного в этом нет, будем двигаться однозначно", – высказался депутат.

Лидер общероссийского движения предпринимателей Андрей Ковалев в интервью СМИ согласился, что Siemens потеряет инвестиции с уходом из России. "Siemens уходит с технологиями, самыми современными, с компетенциями, с высокопрофессиональными сотрудниками из Германии, которые работали в России", – сказал он.

При этом некритичной ситуацию на сегодня видит эксперт транспортного развития территорий ООО "ЛабГрад" Илья Резников. "На первый взгляд все кажется драматичным. А на второй – оказывается, что у нас прикладывают все усилия для того, чтобы обойти запреты – иногда с помощью параллельного импорта, иногда через какие-то внутренние договоренности. Прекращение поставок "Сапсанов" прямо сейчас не критично", – рассуждает он.

Эксперт поясняет, что, во-первых, в РФ сейчас нет новых линий, где они нужны. Во-вторых, Германия не единственная страна в мире, производящая скоростные поезда.

"Другое дело, что молниеносно заказать и получить составы, например, из Китая тоже невозможно. Строительство подвижного состава, как любой сложной техники, – это достаточно длинная история. Ну а пока ходят слухи, что в среде железнодорожников обсуждается вариант резервирования отдельных составов в качестве доноров запчастей для других поездов. Это довольно печальный, но проверенный метод, иногда метко называемый "техническим каннибализмом". Если почему-то невозможно приобрести запчасти, то с одного поезда начинают переставлять на другой", – комментирует И. Резников.

В определенной степени с ним солидарен и главный редактор ROLLINGSTOCK Сергей Белов, который при этом подчеркивает, что РЖД придется учитывать в планах расчета обеспечения пассажиропотока между Санкт-Петербургом и Москвой, что поступлений оставшихся по контракту машин не будет. В то же время текущая ситуация создает все предпосылки для реализации широкомасштабной программы строительства ВСМ в России по опыту Китая как сильной меры по поддержке экономики. "Крупнейший производитель поездов ВСМ, китайская CRRC, сейчас испытывает проблемы со снижением заказа на внутреннем рынке, а наличие в портфолио зарубежного контракта желаемо ими уже несколько лет. Поэтому потенциальный китайский партнер будет очень даже договороспособен в части локализации и трансфера технологий, хотя и у наших производителей достаточно компетенций для создания отечественной техники", – рассуждает он.

Согласно его предположениям, вопрос дальнейшего сервиса и обслуживания поездов в РЖД и "Синаре" прорабатывают уже с начала марта. И стоит ожидать, что персонал, занятый на сервисных мощностях, перейдет сейчас или в РЖД, или в "Синару". "Таким образом, в краткосрочной перспективе, конечно, возможны ограничения, которые негативно скажутся на ритмичности производства и обслуживания, однако российская сторона сможет их преодолеть в перспективе одного года. К тому же у РЖД большой парк электропоездов и электровозов производства "Трансмашхолдинга", которые могут стать временной заменой в случае необходимости", – говорит он.

Ранее председатель МОО "Союз пассажиров" Кирилл Янков высказывался о том, что заменить "Сапсаны" отечественными поездами возможно, но на это потребуется не менее 4–5 лет. Сервисное обслуживание "Сапсанов" теоретически можно осуществить силами отечественных предприятий, но опять-таки возникает проблема с запчастями. По его мнению, эта проблема не совсем нерешаемая, как в авиации, где серых запчастей крайне мало. Но, скорее всего, количество "Сапсанов" в эксплуатации будет сокращаться с перестановкой запчастей со старых на новые поезда.

Он также напоминает, что с 29 апреля между Москвой и Санкт-Петербургом вновь пустили "Невский экспресс", который по времени в пути несущественно уступает "Сапсану". Гипотетически можно наладить массовый выпуск вагонов "Невского экспресса", однако возникнет проблема с электровозами: локомотивы, которые могут развивать скорость 200 км/ч, либо чешского производства, либо производятся совместно с Alstom (также приостановил поставки и инвестиции в Россию).

Компания Siemens работала в России с 1852 года, обеспечила РЖД высокоскоростными поездами из семейства электропоездов Velaro, которые получили брендовое название "Сапсан". С 2009 года было поставлено 16 десятивагонных поездов серии ЭВС1 постоянного тока и ЭВС2 – двойного питания. Был подписан контракт на техническое обслуживание на 30 лет.

Все новости

X
00:60