АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальный номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

Times New Roman и Arial заблокировали для клиентов из России

Times New Roman и Arial заблокировали для клиентов из России - Обзор прессы

Владелец прав на шрифты Times New Roman, Arial, Verdana, Tahoma и Helvetica американская компания Monotype перекрыла для российских пользователей доступ к своей библиотеке на сайте, рассказал "Ведомостям" источник в российской IT-компании.

"Ведомости" убедились в этом: сайт Monotype в России доступен, но при попытке открыть страницу с каталогом шрифтов пользователь видит сообщение о запрете доступа. "Вероятно, владелец сайта установил ограничения, которые препятствуют вам получить доступ к сайту", – указано в сообщении. Но при использовании VPN-сервиса страница открывается, и пользователь при регистрации на платформе получает доступ к шрифтам.

В Monotype не ответили на запрос "Ведомостей" об изменении правил работы с российскими пользователями.

О том, что библиотека шрифтов Monotype недоступна для пользователей в России, стало известно 11 апреля, говорит собеседник "Ведомостей" в российской IT-компании. Но вероятно, что доступ мог быть закрыт и раньше, предполагает он. Официальных уведомлений об этом в его компании не получали.

Наиболее популярные шрифты Monotype сейчас доступны российским пользователям – например, в пакете Microsoft Office, которая в начале марта объявила о приостановке продаж в России. Представитель компании отказался от комментариев по теме о сотрудничестве с Monotype на российском рынке.

"Если в России сейчас и можно купить пакет Microsoft Office, то речь идет именно о коробочном решении. Но это именно те "коробки", которые были ввезены в Россию до начала марта, остатки. Новых партий, по моей информации, не было", – говорит руководитель аналитического агентства Content Review Сергей Половников. Он добавил, что работа шрифтов Monotype в этих решениях должна сохраниться. "Microsoft уже купила у Monotype права на эти шрифты. Конечно, Monotype может добиться запрета на использование шрифтов в России, но это слишком большая волокита, вряд ли компания на это пойдет", – отметил эксперт.

Любая компания, которая использует шрифт в коммерческой деятельности, должна приобрести на это лицензию у его правообладателя, обращает внимание креативный директор BBDO Branding Александр Загорский. "Шрифтовой файл – такой же объект интеллектуальной собственности, как название компании и логотип", – пояснил он. Ограничения на шрифты Monotype вводились и ранее, напоминает Загорский. "Насколько мне известно, уже в конце 2016 г. Monotype отказалась выдать лицензии на Times New Roman и Arial разработчику операционных систем Astra Linux НПО "РусБИТех", – говорит Загорский.

Шрифты используют любые компании, которые так или иначе работают с текстами: книгоиздатели, разработчики сайтов, крупные корпорации и госкомпании, которые сами производят ПО и любой другой лицензированный продукт, брендинговые и рекламные агентства и т. п., но рынок лицензий на использование шрифтов во многом близок к даркнету, обращает внимание управляющий партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев. Это сходство вызвано тем, что шрифты бывают платные и бесплатные, они могут распространяться на платформах их разработчиков, а могут на ресурсах крупных агрегаторов, таких как MyFonts, отмечает он.

Times New Roman, приводит пример эксперт, относится к категории популярных и "отчасти банальных" шрифтов, в дизайнерском сообществе его стараются не использовать. По его словам, у этого шрифта, как и у многих других, есть целое множество похожих аналогов, которые визуально напоминают его, но де-юре являются другим шрифтом. "На Monotype свет клином не сошелся. Аналогичные шрифты предлагает множество других платформ. Из российских, например, "Паратайп", – говорит Андреев.

"Шрифты Monotype уже более 40 лет применяются во всех популярных ОС Microsoft и Apple. Более того, некоторые органы власти до сих пор требуют применять именно такие шрифты при создании официальных документов, например, в сфере образования", – отметил директор по продуктовому маркетингу российского разработчика софта "МойОфис" Петр Щеглов. С переходом организаций на отечественный софт, по его словам, возник ряд проблем – в частности, с читаемостью шрифтов. При открытии в российских программах документов, созданных с использованием зарубежных шрифтов, ПО будет пытаться подобрать для отображения один из доступных – и документ может просто "разъехаться", добавил Щеглов. Он утверждает, что "МойОфис" представлял бесплатные свободно распространяемые шрифты XO_Fonts – метрические аналоги популярных иностранных.

Но закрытие доступа к каталогу шрифтов Monotype – это еще не запрет российским пользователям использовать их, обращают внимание опрошенные "Ведомостями" юристы. Это не значит, что российские издательства, производители ПО и другие лица автоматически лишаются права на использование результатов интеллектуальной деятельности Monotype, подчеркнул управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. У правообладателя есть право инициировать досрочное прекращение действующих контрактов, но это может быть сопряжено с какими-то финансовыми потерями для компании в виде неустоек и пени, добавил он.

"Не думаю, что правообладатель хочет кого-то наказать", – считает преподаватель Moscow Digital School Роман Лукьянов. Как правило, за любым запретом "стоит все-таки какая-то экономика – невозможность обработки платежей, репутационные риски, биржевые риски и т. д.", добавил он.

Федюкин предположил, что ограничение доступа к шрифтам Monotype "в обозримом будущем может привести к тому, что их использование станет невозможным". Но российское законодательство допускает механизм принудительного лицензирования, когда продукт можно использовать в стране даже после отказа правообладателя на предоставление лицензии – "в силу необходимости защиты интересов государства и общества", резюмировал он.

Все новости

X
00:60