АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальный номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

Спасет только чудо: что будет с мебельными фабриками из-за кризиса и ухода IKEA

Спасет только чудо: что будет с мебельными фабриками из-за кризиса и ухода IKEA - Обзор прессы

С приостановкой деятельности IKEA в России в кризисе оказалось около двух десятков фабрик, которые производили под шведского гиганта мебель для продажи на российском и зарубежном рынках. Те игроки, кто был заточен под IKEA, могут закрыться через три-пять месяцев, уверен Антон Макаров, основатель интернет-магазина мебели Divan.ru.

В колонке для Forbes он рассказывает, как IKEA за годы изменила российский мебельный рынок и что с ним произойдет, если шведская компания в ближайшее время не вернется.

За время "спецоперации"* российский мебельный рынок покинули несколько крупных игроков. В первую очередь это IKEA, вложившая в Россию не менее €4 млрд. Конечно, компания ждет возможности вернуться — пока магазины шведской компании закрыты до 31 мая. Но по моим ожиданиям, вернется IKEA нескоро. На нее давит общественное мнение и мнение западных политиков.

Главный конкурент IKEA в мире, датский ретейлер Jysk, официально заявил об уходе из России навсегда, и этому можно верить. Его вложения на нашем рынке невелики — 12 магазинов в аренде. Он запускается в России уже в третий раз, предыдущие неудачные попытки были в 1996 году и в 2005 году. Четвертого раза, думаю, точно не будет. Из заметных игроков также ушла Zara Home, в ассортименте которой была декоративная мебель.

В пятый пакет санкций вошел запрет для для российских кораблей на нахождение в европейских портах. Это сильно усложняет логистику и ставит под вопрос продолжение работы еще нескольких компаний в России. Например, французского бренда La Redoute, очень заметного в дизайнерском сообществе и среди людей с достатком "средний плюс". Или площадки Westwing Russia, которую хотя и выкупили российские инвесторы, но логистика осталась завязанной на головную компанию Westwing в Германии.

Как в советские времена

Уход IKEA сильно ударил по российскому рынку. Компания "Аскона", выпускающая для IKEA 1 млн матрасов в год, столкнулась с необходимостью отправить в отпуск, простой или переориентировать на другие проекты 600 своих сотрудников. Фабрика "Асконы" в Коврове — одно из градообразующих предприятий. Увольнение такого числа сотрудников означало бы социальный взрыв, и поэтому компания старается сохранить все рабочие места.

Впрочем, "Аскона" не главный пострадавший от ухода компании. IKEA занимала 20% российского рынка мебели при уровне локализации производства более 50%. Помимо четырех собственных фабрик, у IKEA в России было около двух десятков партнеров, которые производили для компании мебель для продажи как на российском рынке, так и на других. Например, на "Поволжском фанерно-мебельном комбинате" 900 сотрудников производили мебель более чем на 1 млрд рублей, в том числе для отправки в страны Евросоюза.

С момента ухода IKEA мы уже пообщались с двумя ее партнерами, испытавшими проблемы. Одна из санкт-петербургских фабрик производила мягкую мебель исключительно для IKEA, и теперь у них 100%-ный простой. Другая мебельная компания, из Гомеля, тоже была на 100% заточена под IKEA и выполняла ее заказы для продажи сразу на нескольких рынках. Эта фабрика производила 20 000 диванов в неделю. Сейчас это огромное производство стоит.

IKEA, с одной стороны, принесла культуру производства, бережливость, стандарты качества и стабильность. На старте мебельный гигант очень сильно поддерживал партнеров. На фабрике "Славянской мебельной компании", которая была одним из первых партнеров IKEA, ее тогдашний гендиректор Ингвар Кампрад лично бывал с консультациями. "Асконе" компания предоставляла $1 млн в качестве субсидии для восстановления фабрики после пожара.

С другой стороны, IKEA приучила мебельщиков к плановой экономике. Например, в объеме производства одной крупной российской фабрики IKEA занимала целых 25%, а в ее прибыли — 3%. Конечно, никто бы не работал с ними, если бы партнерство было совсем невыгодным. Его плюсом была загрузка производства и работа в атмосфере стабильности и благостности, как в советские времена. Во многом из-за этого менее крупным заказчикам было сложно найти общий язык с поставщиками, заточенными под IKEA. Они привыкли производить один и тот же ассортимент большими партиями. 


Все новости

X
00:60