АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальный номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

Профессор СПбГУ: Что будет с Сайменским каналом после вступления Финляндии в НАТО

Профессор СПбГУ: Что будет с Сайменским каналом после вступления Финляндии в НАТО - Обзор прессы

Между РФ и Финляндией не летают самолеты, отменены поезда. А самая тревожная ситуация вокруг Сайменского канала - одного из главных символов наших добрососедских отношений. Что происходит?

Об этом - разговор с профессором кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского госуниверситета Николаем Межевичем.

Николай Маратович, у нас с финнами огромная граница: 1280 км, в лучшие годы ее пересекали 9,5 млн человек в год. Что будет, если Финляндия вступит в НАТО?

Николай Межевич: А зачем наши люди так рвались в Финляндию? Было желание познакомиться с "Большой Европой", в Петербурге финская виза была элементом "культурной нормы". Ездили к финнам отдохнуть, за покупками, посетить аквапарк. 25 лет назад отелей уровня, как в Хельсинки, у нас еще не было. Но эти времена канули в Лету. Сейчас питерские аквапарки лучше финских. И уже финны приезжают к нам, чтобы ощутить, что такое комфортные отели.

Да, за испанским хамоном еще нужно съездить в Хельсинки. А можно ли прожить без хамона? Можно, проживем. И еще, давайте посмотрим на ситуацию под другим ракурсом. Иматра, Котка, Савонлинна, Хамина и др. финские города у южной части финско-российской границы - они раньше были депрессивные. Пока находились в географическом тупике. Жизнь в них вдохнули связи с Россией. И все это закончится - из-за неадекватной реакции финнов на последние события в мире.

Сайменский канал, связывающий РФ и Финляндию, - одно из самых красивых в мире мест. Но еще и один из самых труднодоступных. В 1968 году канал был торжественно открыт после реконструкции президентом Урхо Кекконеном со словами о дружбе между двумя соседними народами, которая "здесь, на Сайменском канале, отлита в бетоне и высечена в скалах". Что же, теперь дружбе конец и разговоры о досрочном прекращении аренды нашей части канала- не эмоции, а суровая реальность?

Николай Межевич: Если Финляндия в НАТО - а для нас это враждебная организация, тогда возникает вопрос: почему откровенно льготные экономические условия мы должны распространять на откровенно недружественную страну? Когда в 2012 году мы подписывали договор о сроках аренды российской части Сайменского канала до 2063 года, то это была совсем другая Финляндия. Договор аренды заключили на предельно выгодных для финской стороны условиях. Я бы сказал: это был наш аванс под будущие дружеские отношения. Но раз финны решили эти отношения променять на "натовский пирог"... Стоп! Никаких авансов и дружественности!

Говорят, канал стал некоторой компенсацией Финляндии за утраченную после Второй мировой войны Карелию. А как с тех пор использовался финнами, зачем он им сегодня?

Николай Межевич: Сайма - огромное финское озеро. Бассейн Сайменской озерной системы, богатый природными ресурсами, не имел соединения ни с Финским заливом, ни с Ладожским озером. Таким образом там всегда остро стояла проблема логистики.

Вот почему канал стал в Финляндии одним из важнейших водных путей, ключевой транспортной артерией, которая открывала доступ на мировой рынок и способствовала экономическому росту юго-востока страны. Обеспечивая выход на морские порты Высоцка и Выборга, он давал возможность использования водного транспорта - наиболее экономичного для многих грузов - в товарообороте с Россией и странами Европы. Основная часть грузопотока - лес, стройматериалы, удобрения, целлюлоза, бумага, уголь, пиломатериалы.

И при этом канал оставался для Финляндии убыточным?

Николай Межевич: Да, Финляндия ежегодно в бюджете закладывала до 10 млн евро на содержание гидротехнических сооружений и минимизацию тарифов, чтобы обеспечить рабочие места и поддержать грузопоток озерной части страны. Они взяли на себя частичное дотирование содержания канала из госбюджета, поскольку вдоль канала живет 20 тыс. финского населения.

Санкции против РФ уже повлияли на канал - транспортные компании перевели свои грузоперевозки на другие маршруты, лоцманов отправили в неоплачиваемые отпуска до конца июля. Власти Финляндии планируют отменить и планы по ремонту канала. Перед встречей с вами я почитал финские газеты. Акцент редакции делают на мнение читателей. А те пишут: да пусть русские забирают этот канал! Построим обходные маршруты. Канал что, так просто заменить?

Николай Межевич: Когда среднестатистическому финскому Эйно скажут: заберем треть твоей зарплаты на строительство обходного канала, тогда будет другая реакция. Поднимется крик, который я бы назвал "украинским": а причем тут я?! Мне интересно, а вот тогда этот самый Эйно такое письмо в редакцию напишет? Боюсь, что нет.

Вы много раз бывали в Финляндии. Что говорят простые финны?

Николай Межевич: Я 15 лет руководил магистерской программой "Исследования балтийских и северных стран" СПбГУ. Могу сказать: финны по таким вопросам молчаливы. Если они не могут похвалить политику своего правительства, то ругать ее не станут. Или будут отмалчиваться, или переведут разговор на тему природы.

Поэтому сейчас все личные разговоры у них о природе...

Бензин в Финляндии за год подорожал на 45%: с €1,63 до €2,37. В США власти народу внушают, что "это Путин виноват". Хотя удорожание началось задолго до спецоперации на Украине. Что внушают финнам?

Николай Межевич: Ровно тоже, что и рядовым американцам. Во всем виноват Путин. Но это цветочки, ягодки созреют чуть позже. Те люди в Финляндии, что принимали политическое решение по вступлению в НАТО, проигнорировали мнения экономистов. Причем вызывающе демонстративно. Мы обоюдно взаимозависимы. Но Финляндией сейчас управляют не финны, а совсем другие люди, они находятся в другой части планеты Земля.

По финским данным, зависимость Финляндии от российских нефти и газа от 90 до 100%. Думают, чем заменить. А еще финны получают из России 69% отопительной древесины. Дрова-то чем заменить? Свой лес вырубать будут?

Николай Межевич: Финские технологии довольно эффективные, они используют буквально все, включая корни и кору деревьев. Кстати, мы многому полезному научились у них. И эти технологии помогут снять остроту проблемы для Финляндии, но не всю проблему целиком. Финны очень любят погреться у камина. Но чем будут греться - непонятно. И им самим тоже. Топливного леса у них нет.

А еще это страна саун. Но электросауна - извращение с точки зрения национальных традиций.

Николай Межевич: А не только современных саун - истинные финны любят и ценят баню по-черному. Есть домики в диких местах, куда они приезжают, и там вообще нет электричества. Максимум, это аккумулятор для зарядки телефона. Но часто и его нет, оставляют телефоны дома... Ловят рыбу, парятся, пьют пиво, и не только пиво. Это у них в крови: припасть к истокам. И в этом плане грядущее очень сложное. Прямо скажу: проблемное.

временных саун - истинные финны любят и ценят баню по-черному. Есть домики в диких местах, куда они приезжают, и там вообще нет электричества. Максимум, это аккумулятор для зарядки телефона. Но часто и его нет, оставляют телефоны дома... Ловят рыбу, парятся, пьют пиво, и не только пиво. Это у них в крови: припасть к истокам. И в этом плане грядущее очень сложное. Прямо скажу: проблемное.

История

Канал соединил озеро Сайма (отсюда и название) в Финляндии с Балтийским морем.

Строили с 1845 по 1856 г. В эту эпоху Финляндия была частью Российской империи, и канал строили за счет русской казны.

Показательно: когда Финляндия была шведской провинцией, канал пытались построить, но не получалось: то не хватало денег, то "по техническим причинам". Когда Россия выделила деньги, то все проблемы оказались разрешимы, на стройку охотно приехали лучшие шведские инженеры.

Открыт 26 августа 1856 года. Обеспечивал 35 % грузовых перевозок Финляндии.

Изначально суда по каналу таскали бурлаки и лошади. Затем запустили пароходы-буксиры.

Берега живописны, до революции было очень престижно иметь там дачу. Среди знаменитых дачников - литератор Куприн.

За год в оба направления может пройти до 11,5 тыс. судов.

Все новости

X
00:60