АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальный номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

Перевозки скоропорта: логисты ищут способы спасти потребителя от отравления

Перевозки скоропорта: логисты ищут способы спасти потребителя от отравления - Обзор прессы

Летом минувшего года российские перевозчики 60 раз допустили повышение температурного режима при перевозке скоропорта – эти данные были озвучены на панельной дискуссии международной выставки TransRussia.

И заставить холодовую цепь не рваться не может, кажется, никто. Законных административных рычагов воздействия на грузовладельцев или операторов подвижного состава нет. На защиту потребителя вышли РЖД. Железнодорожный монополист активно обсуждает механизм по выявлению нарушений в транспортировке скоропортящегося груза.

Проверка на дорогах

Повышение температурного режима при перевозке скоропорта выявили и задокументировали с помощью датчиков – их разместили в рамках эксперимента, организованного ГЛОНАСС. Максимальное суммарное время отклонений температурно-влажностного режима превысило 19 дней, отмечает Ольга Воронина, руководитель проектов правового департамента АО "ГЛОНАСС". Однако в рамках эксперимента нарушение только зафиксировали: скоропортящаяся продукция все-таки была доставлена конечному потребителю. Эксперимент только выявил нарушения.

На защиту потребителя вышел железнодорожный монополист, он заявил о готовности приступить к отцепкам вагонов, в которых может быть опасный для жизни потребителя груз. В РЖД намерены ввести механизм сквозного контроля холодильной цепи с использованием электронных средств идентификации, функционирующих на основе системы ГЛОНАСС, а также подключаемых к ним температурных датчиков, об этом рассказал Сергей Шадрин, начальник управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО "РЖД".

"Однако данный регламент не предполагает механизма и регламента реагирования всех участников перевозочного процесса на обнаружение сбоев непрерывной холодовой цепи для принятия мер по доставке скоропортящихся грузов до пункта назначения в надлежащем качественном состоянии", – отмечает он.

В качестве механизма реагирования предлагается следующий вариант: сотрудники РЖД и Россельхознадзора встречают вагон с, возможно, опасным грузом на ближайшей по маршруту следования железнодорожной станции. Они проверяют, во-первых, соблюдение температурного режима внутри вагона, во-вторых, качество и безопасность скоропортящегося груза. И если опасения подтверждаются и выявляются нарушения, то в адрес грузовладельца или грузоотправителя направляется предложение или выгрузки груза, или его переадресовки, например, для замены вышедшего из строя датчика контроля температурного режима.

"Необходимо отметить, что на РЖД всегда был контроль по соблюдению санитарного надзора скоропортящихся грузов. На сегодняшний день Россельхознадзор осуществляет надзор как при погрузке, так и при выгрузке", – продолжает С. Шадрин

Отключений и отцепок вагонов пока не было, но железнодорожный монополист не намерен отступать. "Мы прорабатываем этот вопрос с Минтрансом и Россельхознадзором. Мы, как РЖД, к этому готовы", – подчеркивает С. Шадрин.

Однако участники рынка выступили резко против такого нововведения. "Кто вам позволит делать отцепку? Если произошел сбой в датчике, зачем груз выгружать? Да и где РЖД будет выгружать скоропортящийся груз?" – воскликнули слушатели панельной дискуссии.

"Мы все хотим есть качественные продукты, и если алгоритм не будет выработан, то качественной продукции не будет на столе россиянина", – заявил спикер с высокой трибуны.

Против инициативы РЖД выступил, например, Антон Востриков, директор по развитию ООО "Полярная звезда". "Вскрывать контейнер, который идет дверьми внутрь, – я даже обсуждать это не хочу", – сказал он.

"Не надо вскрывать рефконтейнеры, только у нашей компании на сети РЖД – 35 пунктов ПТО, мы в режиме онлайн видим то, что происходит с грузом и энергооборудованием. И, если есть поломка, мы оперативно высылаем бригады, первая выявляет поломку, вторая уже с запчастями приезжает, чтобы устранить поломку. Никто не будет вскрывать вагон на пути, надо прекратить даже разговоры. Эту законодательную инициативу необходимо купировать в зачатке", – отметил он.

Беззаконие холодильника

"Рыбак поймал рыбу в океане и поместил ее, согласно европейским стандартам, в холодильник, в котором -18, далее с борта судна – на склад, где -18, далее – рефрижератор, где те же -18, по пути из Владивостока в Москву – в вагоне те же -18, ритейл – опять же -18", – говорит Михаил Синев, президент Ассоциации организаций продуктового сектора.

Однако на пути следования через всю Россию рыба, как и другой скоропортящийся продукт, преодолевает множество температурных режимов, которые действуют на ее сохранность отрицательно. От скачков температуры страдает, например, мясная продукция, медицинские препараты и даже вычислительная техника. Но участники рынка перевозок ссылаются на новые технологии, а также достижения химической промышленности, которые защищают продукты от порчи, и поэтому не готовы тратить силы и средства на сохранность температурного режима.

"Непрерывная холодильная цепь оборота скоропортящейся продукции в России как таковая отсутствует. Часто можно услышать: розничные сети контролируют соблюдение температурных условий, в том числе на поставки продукции. Но это, как правило, касается только прямых поставок от производителя. Но о контроле на всей цепи поставок речь, как правило, не идет", – продолжает М. Синев.

Причем законных решений нет. Нет даже научно обоснованной позиции по обороту скоропортящейся продукции, с которой были бы согласны и участники рынка перевозок, и государство в лице контролирующих органов.

Однако участники панельной дискуссии заявили, что специальные нормативы, предписывающие требования к транспортировке и хранению скоропортящейся продукции есть. Это, например, санитарно-эпидемиологические правила 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов" для фармакологических препаратов и норма СанПиНа и приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2014 года № 211 для продуктов питания. Также существует ряд утвержденных технических регламентов Таможенного союза о безопасности пищевой продукции.

Но перевозчик не всегда понимает, какие законные акты он может нарушить. Например, транспортировка продуктов глубокой заморозки, срок годности которых практически неограничен, осуществляется в одних условиях. А транспортировка охлажденной продукции, срок годности которой чрезмерно короткий, требует от перевозчика и соблюдения температурного режима, и режима влажности, говорит заместитель руководителя департамента по вопросам качества пищевой рыбной продукции департамента мониторинга среды обитания, водных биоресурсов и продуктов их переработки ФГБНУ "ВНИРО", д. т. н., профессор Любовь Абрамова.

"Каждый продукт требует своих подходов и определений. И каждая цифра должна быть законодательно определена и измерена. Есть ГОСТ, который может определить температурный режим для мороженой продукции, но он распространяется только на продукцию без упаковки. А для ГОСТа на мороженую и упакованную продукцию нет ни подхода, ни метода, ни методик", – добавляет она.

Температурный режим, который существует внутри железнодорожного термоса или в автомобильной фуре, – это всегда неожиданность даже для перевозчика, говорит она. Пробки и проверки на дорогах могут превратить любую рыбу в "продукцию третьей категории".

Все новости

X
00:60