АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальный номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

Как депутаты предлагают управлять имуществом уходящего из России бизнеса

Как депутаты предлагают управлять имуществом уходящего из России бизнеса - Обзор прессы

Депутаты от "Единой России" внесли в Госдуму законопроект "О внешней администрации по управлению организацией" — вариант механизма управления российским бизнесом иностранных компаний, которые решили уйти из страны. В новой редакции законопроект не предусматривает "бесплатной национализации", отмечает эксперт.

Депутаты от "Единой России" внесли в Госдуму законопроект "О внешней администрации по управлению организацией" — вариант механизма управления российским бизнесом иностранных компаний, которые решили уйти из страны. Первый вариант законопроекта появился уже в начале марта — когда заявления иностранного бизнеса о приостановке работы в России приобрели массовый характер. В новой версии документа появляется определение компаний, имеющих существенное значение "для обеспечения стабильности экономики". Именно в такие компании и могут ввести внешнее управление.

В какие компании могут ввести внешнюю администрацию

Законопроект предполагает, что внешнюю администрацию можно по решению суда ввести в компанию, которая соответствует двум критериям: иностранное лицо владеет в ней долей от 25%, а сама компания имеет "существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан".

Под последний критерий попадают компании, которые:

  • производят или продают товары первой необходимости, социально значимые товары;
  • занимают монопольное или доминирующее положение на рынке;
  • единственные производители лекарств и поставщики продукции, не имеющей аналогов в России;
  • крупные работодатели, где работают не менее 25% от всей рабочей силы того или иного населенного пункта;
  • прекращение работы которых может привести к "техногенным и экологическим катастрофам, прекращению эксплуатации объектов жизнеобеспечения, энергетики, транспорта, промышленности и связи";
  •  из-за прекращения работы которых могут резко вырасти цены на те товары, которые они производят.

При этом законопроект делает исключение для иностранных структур, бенефициарами которых являются россияне. 

Как и в первой версии законопроекта, основанием для введения внешнего управления может быть "фактическое прекращение" управления компанией ее топ-менеджментом или акционерами. Например, если руководители бизнеса после 24 февраля покинули Россию, "уклонившись от осуществления своих полномочий", из-за чего компания потеряла в стоимости или прекратила работу. Назначить временную администрацию через суд также можно, если ее руководство или владельцы после 24 февраля заявляли о прекращении работы в отсутствие экономических оснований или уведомляли более чем треть работников о сокращении штата. Еще одно основание — сокращение выручки за три месяца не менее чем на тридцать процентов из-за сокращения или приостановки производства. Наконец, внешнее управление может быть введено в компании, прекращение работы которой приведет к остановке работы других компаний, попадающих под регулирование. 

Внешняя администрация может получить в доверительное управление все или часть акций либо взять на себя руководство организацией. Назначается она на срок до полутора лет, с возможностью продления полномочий еще на столько же. Ее полномочия могут прекратиться досрочно, если владельцы компании сообщат в межведомственную комиссию об "устранении обстоятельств", которые привели к введению внешнего управления, либо о планируемой продаже акций. 

В чем отличия 

Предыдущая версия законопроекта была "жестче". В ней предусматривалось введение внешнего управления с обязательной продажей активов в дальнейшем. Сейчас этого пункта нет, кроме того, у бывших собственников есть право вернуть себе контроль над активом. В документе также не прописывались детальные критерии для введения внешнего управления. Под требования в итоге подпадал любой бизнес, более чем на 25% принадлежащий иностранным лицам из "недружественных государств"; владельцы также должны были объявить об уходе после 24 февраля без "очевидных экономических оснований".

Предыдущая версия документа затрагивала компании с активами стоимостью 1 млрд рублей и штатной численностью от 100 сотрудников, в новом варианте этого требования нет.

Согласно прошлой версии, суд мог назначать внешнюю администрацию в лице госкорпорации "ВЭБ.РФ" или Агентства по страхованию вкладов (АСВ). В новом документе "внешней администрацией" остался только ВЭБ "или иная организация", которую определит межведомственная комиссия.

Ключевое решение — об обращении в суд с заявлением о назначении внешней администрации — принимает межведомственная комиссия. Туда, в свою очередь, может обратиться глава региона, в котором работает компания, или руководитель федерального ведомства. В первом варианте законопроекта обратиться в комиссию могла также региональная прокуратура. 

Что это значит для бизнеса

Бизнес иностранных компаний представлен в России в "очень широком разрезе", от нефти и газа до выпуска одежды, гейминга, интернет-платформ и прочего. Но можно предположить, что изменения коснутся производственных мощностей таких гигантов, как Ikea, Henkel, Procter & Gamble или Unilever, говорит Forbes управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.

В отличие от прошлой редакции новый проект не предусматривает бесплатной национализации, что "в значительной мере" облегчит положение иностранных компаний, уходящих с российского рынка, считает юрист Forward Legal Евгений Афанасьев. 

Помимо передачи управления в пользу временной администрации, документ предусматривает и второй способ: "управляющий" теперь может получить в доверительное управление акции такой компании. При этом доход от доверительного управления будет зачисляться на номинальный счет, бенефициаром которого является иностранный владелец, отмечает юрист. Временная администрация по-прежнему может принять решение о замещении активов, но теперь в уставный капитал новой компании передаются и обязательства должника, прибыль от продажи за вычетом расходов на работу "управляющего" и проведение торгов будет выплачена иностранному владельцу. Эти меры также облегчают "уход" компаний по сравнению с предыдущей версией проекта, говорит Афанасьев.

Все новости

X
00:60