Лондон, гудбай: как российские компании покидают иностранные биржи
Разъяснения экспертов по сертификации

Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ

Сегодня российские компании, чьи ценные бумаги обращаются на иностранных биржах, должны запустить процедуру делистинга, то есть ухода с заграничных площадок. Или обратиться в Минфин России с заявлением о сохранении листинга.
Рассказываем, как делистинг повлияет на всех участников биржевых игр: сами компании, биржи и инвесторов — наших и иностранных.
Что такое делистинг?
Если компания хочет быть публичной, то есть чтобы ее ценные бумаги торговались на фондовой бирже, она должна пройти процедуру листинга — включения бумаг в специальные котировальные списки. Соответственно, делистинг — процедура обратная и означает удаление бумаг из списков.
Закон о том, что российские эмитенты должны провести делистинг, был подписан Владимиром Путиным 16 апреля. В силу он вступил с сегодняшнего числа. У компаний теперь есть время до 5 мая, чтобы принять одно из решений:
- расторгнуть договор с иностранным банком-депозитарием, который занимался выводом бумаг на торги (и затем еще пять дней, чтобы сообщить об этом в ЦБ);
- обратиться в Минфин РФ с заявлением о сохранении листинга.
Для чего были приняты эти законодательные изменения?
Для того, чтобы избежать обесценивания российских акций и скупки их недружественными иностранными игроками по бросовой цене. На фоне резкого усиления санкций против России в конце февраля расписки компаний теряли в цене до 90% своей стоимости. По той же причине — для защиты бумаг от обрушения, вывода капитала за границу и, как следствие, разорения экономических флагманов — государством был введен запрет на торговлю ценными бумагами на российских биржах нерезидентами.
Как российские компании оказались на иностранных биржах?
Напрямую акции российских компаний ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке не обращаются. Сделки проходят с депозитарными расписками, выпущенными на их акции (каждая расписка может включать целый пакет "первичных" акций). Американские депозитарные расписки (АДР) выпускаются для оборота на биржах США (Нью-Йоркской фондовой бирже NYSE или Nasdaq), глобальные расписки (ГДР) — для Европы, но в первую очередь для Лондонской фондовой биржи (LSE).
С помощью расписок отечественные компании получают выход на новый инвестиционный уровень, а игроки — возможность проводить операции с ценными бумагами, которые не могут из-за финансового законодательства котироваться на местных биржах в своем "классическом" виде как акции. Львиная доля "делистинговых" компаний обращаются на LSE, и только "Мечел" и МТС — в Нью-Йорке.
Какие компании подпадают под делистинг?
Закон устанавливает, что делистинг должны провести (или получить от правительства разрешение не проводить его) компании, зарегистрированные в России. К таковым относятся все так называемые голубые фишки нашей экономики: "Газпром", "Роснефть", "Норникель", "Северсталь", "Новатэк" и другие. Всего около 40 компаний, подавляющее большинство из которых — сырьевые, хотя имеются и крупнейшие банки (Сбер, ВТБ) и ретейлеры ("Лента", "Магнит", X5 Group).
А вот многие технологические гиганты проводить делистинг не обязаны, поскольку официально зарегистрированы в других странах. Как, например, "Яндекс" или Ozon, которые юридически числятся в Нидерландах и на Кипре соответственно и проводили размещения своих акций сначала на иностранных биржах, а потом уже (с помощью российских депозитарных расписок, РДР) — на отечественных.
Что получат инвесторы?
Если компания принимает решение о делистинге, ее расписки, которые обращались на бирже, будут переведены обратно в акции и вольются в российский рынок. Их получат те игроки, которые будут официальными обладателями расписок на момент делистинга. Правда, это касается только российских игроков. Нерезидентам доступ к российским ценным бумагам по-прежнему закрыт. Значит, получить акции они не смогут. Им придется либо ждать, пока доступ будет разморожен, либо давать поручение брокерам на продажу акций и ждать получения денег.
Уйти или остаться?
Компания помимо делистинга может избрать другой путь. Она должна представить заявление в Минфин, доказывающее, что сохранение листинга на зарубежной бирже будет лучшим выходом. Аргументы должны быть весьма убедительны. С одной стороны, выпадение из котировальных списков самых знаменитых мировых бирж приводит компании, во-первых, к ограничениям по доступу к иностранным инвесторам, а во-вторых, наносит имиджевый удар. С другой стороны, американские биржи приостановили торги расписками российских компаний еще 28 февраля. С 3 марта то же самое сделала и Лондонская фондовая биржа. А учитывая острый негатив со стороны западных стран по отношению к России, трудно представить, чтобы какой-то американо-европейский инвестор решился предоставить ее компаниям доступ к своим ресурсам.
Пока о своем желании сохранить листинг объявили лишь несколько компаний: "Лента", ММК, НЛМК и "Татнефть". Остальные изучают вопрос, но желающих наверняка окажется больше. Тем более что времени на принятие решения у них совсем немного. В то же время не исключено, что, покинув западные площадки, некоторые эмитенты проведут листинг на площадках восточных. Например, на Сингапурской фондовой бирже.