Сертификация шин
Разъяснения экспертов по сертификации
Нередко нам задают вопрос: какие преимущества дает строительный сертификат в системе СТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ
Без автомобильных шин не обходятся ни грузовые, ни легковые автомобили, ни автобусы, ни другая автотехника. Существует множество видов покрышек, при этом от качества продукции зависят длина тормозного пути, курсовая устойчивость, управляемость, расход топлива и в целом – безопасность и комфорт водителя и пассажиров. Сертификация шин для автомобилей, мотоциклов, автобусов и другого транспорта проводится в обязательном порядке пред выпуском товаров в обращение, без обязательного разрешительного документа невозможна законная реализация продукции в РФ или странах ЕАЭС.
Обязательная оценка проводится на соответствие требованиям техрегламента 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», так как шины относятся к компонентам автомобильных средств. Также производитель или продавец может инициировать процедуру добровольной сертификации, чтобы подтвердить соответствие изделий требованиям российских стандартов, получить конкурентные преимущества в бизнесе.
Нет времени читать? Звони...
Все виды покрышек подлежат обязательной оценке, они различаются:
- по назначению, они могут быть предназначены для легковых, грузовых, спортивных автомобилей, для коммерческого транспорта (легкие грузовики типа газели и т.д.), автобусов, троллейбусов и т.д.;
- бывают с протектором шоссейным, внедорожным, универсальным и для высокоскоростных джипов;
- по способу герметизации бывают бескамерные (с воздухонепроницаемым резиновым слоем) и камерные (с камерой и вентилем);
- по конструкции – диагональные, радиальные;
- по форме профиля поперечного сечения – обычные, широкопрофильные, низкопрофильные, сверхнизкопрофильные, арочные;
- по типу протектора – с асимметричным, симметричным, направленным рисунком;
- по сезону использования – всесезонные, летние и зимние.
Техрегламент о безопасности колесных средств устанавливает требования безопасности и к готовым транспортным средствам, и к их шасси и компонентам, разделе 2 пр.1 автомобильные шины отнесены к компонентам КТС, а потому являются объектом его регулирования. ТР ТС 018/2011 разработан для гарантии допуска на рынки ЕАЭС безопасной продукции, которая соответствует единым установленным в ее отношении требованиям, которые обязаны соблюдать производители и поставщики.
Действие нормативного акта распространяется на покрышки определенных транспортных средств, а именно на новую пневматическую резину для:
- легковых автомобилей;
- малогабаритных и тяжеловесных грузовиков;
- автобусов;
- мопедов;
- квадроциклов;
- мотороллеров;
- прицепов к легковым и грузовым машинам.
- троллейбусов;
- мотоциклов.
Все перечисленные виды автопокрышек подлежат сертификации, а запасная автомобильная резина – декларированию. На продукцию для других транспортных средств действуют другие правила:
- согласно ПП РФ №2425, покрышки для велосипедов оценка соответствия проводится в форме декларирования в рамках системы ГОСТ Р;
- шины для сельскохозяйственной техники, изделия проходят сертификацию на соответствие требованиям ТР ТС 031/2012.
Оценку проводят по разным схемам: для серийной продукции, для партии или единичных экземпляров, схемы для серийного производства предусматривают проведение его анализа. Если товары подлежат обязательной оценке, выпуск, реализация и импорт таких товаров без разрешительного документа наказуем штрафом (до 1 млн. рублей), производство могут приостановить на 3 месяца, при этом товар будет изъят. Максимальный срок действия разрешительных документов – 5 лет, в течение этого времени можно выпускать и реализовывать любое количество сертифицированной продукции на территории РФ или ЕАЭС.
Преимущества добровольной оценки
Добровольная сертификация предусмотрена Федеральным законом РФ № 184, заявитель (производитель или продавец) инициирует ее по собственному желанию. Срок его действия от 1 года до 3 лет в отличие от обязательного и действителен только на российской территории, за пределами России не имеет юридической силы. В этом случае заявитель сам выбирает критерии оценки, это могут быть:
- ГОСТ;
- технические условия, по которым осуществляется выпуск изделий;
- региональные стандарты;
- стандарты организации (СТО).
Можно использовать следующие государственные стандарты:
- ГОСТ Р 52900-2007, действующий на пневматические шины для легковых автомобилей и прицепов к ним.
- ГОСТ 8430-2003, устанавливающий требования к пневматическим шинам для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин.
- ГОСТ Р 52899-2007 для шин на грузовые авто.
- ГОСТ 13298-90 для шин с регулируемым давлением.
Документ подтверждает соответствие продукции заявленным производителем характеристикам и национальным стандартам, предоставляет множество преимуществ для предпринимателя и развития бизнеса, которые способствуют продвижению товара на российском рынке:
- позволяет наносить на продукт знак системы, в которой проходила оценка;
- позволяет писать на продукции «сделано по ГОСТ», что повышает доверие потребителей и спрос;
- доказывает, что компания-производитель дорожит своим имиджем, заботится о качестве продукции;
- делает компанию привлекательной для сотрудничества и инвестиций;
- предоставляет допуск к торгам и тендерам, в которых наличие сертификата соответствия на продукцию – обязательное условие на основании ФЗ-44 и ФЗ-223;
- дает возможность заключать контракты на поставки с государственными заказчиками, муниципальными объектами;
- облегчает процедуры прохождения плановых и внеплановых проверок.
При помощи сертификации в рамках техусловий или отдельных положений ГОСТ вы можете документально подтвердить какие-либо особые свойства продукции, технологию производства и т.д.
Специалисты центра АСМ помогут разработать ТУ на продукцию, для которой нет профильных ГОСТ, а также если ваши товары имеют расхождения с принятыми государственными стандартами. Если ваша компания хочет выйти со своей продукцией на межударный рынок, поможем внедрить принципы СМК по стандарту 9001 на вашем производстве и получить подтверждающий документ.
Процесс оформления
Получение сертификата проходит поэтапно:
- подача заявки в сертификационный центр;
- идентификация продукции, определение кодов ОКПД2 и ТН ВЭД;
- определение схемы сертификации;
- отправка необходимых документов для последующего аудита специалистами центра сертификации:
- - описания продукции с указанием использованного для производства материала, назначения, размеров, потребительских характеристик и т.д.;
- - скан-копии ОГРН, ИНН и других уставных и регистрационных документов компании-заявителя;
- - техническую документацию (технические характеристики, спецификации, ГОСТ, технические условия, технологические регламенты и инструкции);
- - копии контрактов на поставку, удостоверяющих факт закупки за границей (для импортной продукции).
- отбор и отправка типовых образцов всех оцениваемых изделий для лабораторных испытаний;
- испытания изделий в аккредитованной лаборатории с оформлением протокола экспертиз;
- инспекционный контроль производственных площадей, анализ состояния производства, оценка технологических процессов, проверка оборудования (при серийной схеме оценки).
Оформляется при успешном прохождении всех этапов (испытаний образцов в лаборатории, проверки пакета документации, инспекционном контроле), после чего он регистрируется в реестре под индивидуальным номером.
Испытания в лаборатории
Лабораторные исследования типовых образцов и получение протоколов с результатами испытаний – обязательный этап любой формы оценки, без протокола испытаний с положительными результатами контрольных тестов оформление разрешительного документа невозможно. Испытания проводятся для определения соответствия фактических и нормативных показателей продукции по ГОСТ, ТУ и другим стандартам.
В ходе их проведения проверяют на характеристики:
- характеристики радиальной, тангенциальной, боковой и угловой жесткостей;
- сопротивление качению колеса;
- радиус в статике и движении;
- габариты (диаметр и ширина);
- наружный и внутренний диаметр;
- массу, материал изготовления;
- ширину профиля;
- прочность покрышки;
- пожаробезопасность и т.д.
Так же часто проверяют устойчивость к дорожным реагентам и погодным явлениям, качество и безопасность материалов, отсутствие токсичных выделений в процессе эксплуатации и т.д.