АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальный номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

УЭО: без взаимодействия нет развития

Технологии уполномоченного экономического оператора (УЭО) – это некий уникальный инструмент, который доступен только участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), обладающим статусом УЭО. Он позволяет решать задачи, связанные с повышением эффективности и компаний-УЭО, и контролирующих органов.

Применительно к оператору отмечу наличие в его арсенале уникальных технологий взаимодействия с таможней, использовать которые могут лишь обладатели статуса УЭО. С их помощью оператор может существенно повысить свою эффективность, в том числе за счет снижения затрат, связанных с перемещением своих товаров.

При этом может увеличиваться и эффективность деятельности таможни. Например, за счет применения в отношении товаров УЭО особых, менее трудозатратных технологий контроля. Это позволит высвободить и перераспределить ресурсы, в том числе кадровые, использовать их иным образом или в ином места или просто сократить.

Здесь, правда, есть одна специфическая особенность: чтобы указанный инструмент давал результат, которого от него ожидают, он должен иметь механизм «тонкой настройки». Подчеркну, что применять его следует только после получения и анализа информации об уровне эффективности проделанной предварительно работы.

При этом необходимо создать некий канал коммуникаций, который должен предусматривать получение исходной информации не только от таможни, но и от УЭО. Дело в том, что оценка эффективности текущих технологий и рекомендации по ее совершенствованию должны учитывать оба параметра: эффективность и таможни и УЭО.

В реализации такого рода модели должно быть заинтересовано и государство, причем не менее, чем бизнес. Значит, ему выгодно, чтобы росли количество работающих УЭО и объемы перемещаемых ими товаров. Считаю, что со временем практически весь легальный импорт, за исключением эпизодических поставок или поставок небольшими компаниями, может быть переведен на технологии, которые доступны исключительно УЭО.

Далее постараюсь ответить на риторический вопрос: где мы сейчас находимся, насколько далеки от представленной идеальной картины, что мешает развитию технологий УЭО в нашей стране и увеличению количества компаний, имеющих указанный статус?

По мнению многих УЭО, вступление с начала этого года в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и произошедшие в последнее время изменения порядка и правил регулирования деятельности УЭО не принесли ожидаемых улучшений. Даже наоборот, в ряде случаев ситуация стала хуже и сложнее, чем была в период действия утратившего силу Кодекса Таможенного союза (ТК ТС).

Одной из проблем является снижение привлекательности для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) технологии выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Оно обусловлено невозможностью указать в одной декларации сведения о нескольких товарных партиях, выпущенных до подачи в разные дни; изменением действовавшей ранее процедуры завершения доставки товаров на площадку оператора; использованием таможней механизма приостановления деятельности УЭО при возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении.

Как жить дальше?

Исходя из нынешней ситуации, если посмотреть на полгода–год вперед, можно утверждать, что вскоре перед каждой работающей компанией-УЭО встанет вопрос о переоформлении свидетельства о получении статуса УЭО. Как известно, в соответствии с ТК ЕАЭС документ должен быть заменен на новый, который будет признаваться всеми пятью странами Союза.

Здесь также имеются вопросы, которые вызывают серьезные опасения у действующих и потенциальных УЭО. Среди них требование о предоставлении таможне удаленного доступа к системе учета оператора. Также беспокоят новые требования к оборудованию площадок УЭО, предназначенных для временного хранения товаров и совершения таможенных операций. Все это в комплексе с другими неоднозначными моментами создает у операторов ощущение, что ситуация вокруг них не только не улучшается, а наоборот - условия деятельности УЭО неуклонно становятся менее комфортными и привлекательными для бизнеса.

Если посмотреть на сложившуюся ситуацию со стороны, то, как мне представляется, большая часть описанных выше негативных моментов - это некие временные сложности, связанные с отсутствием синхронизации союзного и национального законодательств в сфере таможенного дела.

Значительная часть обозначенных проблем, несомненно, имеет свое решение, которое в ближайшее время будет найдено. Например, за счет корректировки соответствующих решений ЕЭК, появления новой редакции Закона «О таможенном регулировании в РФ» или издания долгожданного Регламента ФТС России о деятельности компаний-УЭО.

На мой взгляд, гораздо более серьезную угрозу развитию института УЭО в России несут системные проблемы, которые пока не очень видны. Первая и самая главная из них – отсутствие эффективного канала получения таможней от операторов информации о возникающих проблемных моментах в области применения технологий УЭО и учета мнения компаний.

В этих условиях компании-УЭО, сталкиваясь с проблемами, пытаются решать их традиционным способом – писать индивидуальные жалобные письма в ФТС России, которая в ответ вынуждена принимать решения по каждому частному вопросу, каковых множество. При этом, как правило, для других УЭО решения, принятые по той или иной проблеме конкретного оператора, остаются недоступными для ознакомления.

На практике это оборачивается недостаточной информированностью операторов о складывающейся в отношении них правоприменительной практике и создает предпосылки для принятия таможнями на местах по аналогичному вопросу решений, которые зачастую кардинально отличаются от тех, что вышли из-под пера специалистов ФТС России.

Пора объединяться

Считаю, что исправить такую практику можно за счет создания некоего профессионального сообщества УЭО. В данном случае его организационная форма не важна. Главное, чтобы входящие в него компании имели возможность не только аккумулировать поступающие от УЭО запросы и жалобы, но и получать, обобщать, анализировать, а затем доводить до сведения всех заинтересованных лиц принятые по ним ФТС России решения.

Такая практика, безусловно, могла бы позитивно отразиться на снижении остроты имеющихся у УЭО проблем и отчасти облегчить работу ФТС России с обращениями операторов. Еще одним важным моментом является обеспечение того, чтобы и российские таможенные органы, и ЕЭК не только принимали, но и всерьез воспринимали данное сообщество УЭО.

В этом случае оно, безусловно, могло бы выступить в качестве некоего уполномоченного представителя интересов операторов перед таможенной службой, а также иными структурами, например перед Евразийской экономической комиссией, в том числе при разработке или корректировке норм, регулирующих деятельность УЭО. Такого рода взаимодействие можно осуществлять в хорошо известном и неплохо зарекомендовавшем себя формате некой рабочей группы при ФТС России.

Еще одной серьезной проблемой, препятствующей развитию института УЭО в России, по моему мнению, является отсутствие у таможни стимула к увеличению числа операторов. Существующая пока лишь теоретически возможность высвобождения в некой перспективе ресурсов явно не привлекает ФТС России и не является для службы стимулом, который мог бы направить ее творческий потенциал, который, несомненно, имеется, на дальнейшее развитие и совершенствование технологий и механизмов функционирования института УЭО. Более того, ФТС России в целом и региональные таможенные органы в частности в некоторых случаях воспринимают УЭО не как партнера, а как компании, потенциально создающие различные риски, например неплатежей.

К сожалению, ради объективности следует признать: практика последних нескольких лет показывает, что такое отношение ведомства к операторам имеет под собой определенные основания, причем в ряде моментов достаточно серьезные. Закономерно, что тенью на репутацию всех без исключения компаний-УЭО ложатся незаконные деяния тех немногочисленных нарушителей, которые используют свой статус для неблаговидных целей.

Полагаю, что это исключительно сложная проблема. Она предполагает формирование репутации УЭО как добросовестных партнеров таможни, а это достаточно длительный процесс. Считаю, что решить ее можно путем проведения категорирования операторов. С учетом нынешних относительно либеральных условий получения статуса УЭО всегда будут те, кто сознательно и осознанно будет допускать для себя возможность использования тех или иных незаконных способов ведения бизнеса.

При этом убежден, что одним лишь ужесточением условий включения в Реестр УЭО проблему не решить, а вот серьезное осложнение деятельности всех компаний, включая и добросовестные, данный подход со стороны таможни точно обеспечит. Защиту добросовестных УЭО от репутационных потерь в случае совершения нарушений недобросовестными участниками рынка может обеспечить создание четко прописанного, всем понятного механизма категорирования УЭО, построенного на принципе открытости и прозрачности деятельности компаний.

Услышать друг друга

Исходя из складывающейся ситуации, предотвращать совершение нарушений со стороны недобросовестных УЭО позволила бы выработка реального механизма оперативного контроля за применением специальных упрощений. Конечно, в его основу в качестве одного из базовых принципов должна быть положена минимизация возможного обременения для операторов от применения данного контроля. Поэтому выработка и принятие его принципов не могут быть осуществлены без участия представителей самих операторов и (или) их сообщества. Здесь опять приходится возвращаться к вопросу взаимодействия ФТС России и операторов, точнее, его практически полному отсутствию.

Как отмечают эксперты, в ТК ЕАЭС заложен огромный потенциал для развития технологий УЭО, особенно за счет введения для них соответствующими решениями ЕЭК новых специальных упрощений. Как мне представляется, ощутимый импульс развитию института УЭО в стране может придать совместное обсуждение и выработка уполномоченными представителями от ФТС России и от УЭО или их объединения взаимно согласованного порядка и условий применения упрощений с последующим внесением коллективно принятого решения в ЕЭК, причем от имени таможенной службы.

Например, облегченные (по сравнению со стандартными) и зафиксированные в соглашениях с таможнями условия авторегистрации и автовыпуска таможенных деклараций УЭО могли бы не только привлечь множество компаний к участию в технологиях УЭО, но и позволили ФТС России выполнить планы по переходу на применение автоматических технологий, причем наиболее безопасным для бюджета способом, без каких-либо дополнительных расходов. Свой еще не использованный потенциал УЭО имеют и по другим направлениям организации и ведения таможенного дела как в нашей стране, так и в рамках ЕАЭС. Однако это тема другого разговора, который обязательно состоится.

Все новости

X
00:60