АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальный номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

Таможня старается не платить проценты

Внешнеэкономический бизнес в своей работе постоянно сталкивается с ситуацией, когда приходится решать проблему возврата излишне взысканных по требованию таможенного органа сумм таможенных пошлин, налогов, а также определения их статуса. Сюда следует добавить и начисление процентов в связи с несвоевременностью возврата таможней перечисленных платежей.

Далее рассмотрим ситуацию, в которую наверняка попадал каждый третий участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Организация N оплатила выставленное таможенным органом требование об уплате таможенных платежей, которое затем в судебном или административном порядке признается незаконным. В этом случае таможенный орган уведомляет организацию о наличии излишне уплаченных таможенных платежей и по ее заявлению возвращает денежные средства.

Однако участник ВЭД считает, что такие платежи следует квалифицировать как излишне взысканные и на них необходимо начислять проценты, как это предусмотрено частью 6 статьи 147 Федерального закона № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который с недавних пор утратил силу. Позиция таможенного органа заключается в том, что месячный срок возврата денежных средств соблюден и вообще произошла излишняя уплата, а не взыскание. В итоге разрешение данной спорной коллизии происходит в суде.

По мнению юристов, возникновение противоречий по поводу начисления и уплаты процентов на суммы излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов обусловлено неоднозначностью толкования части 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ. Как показал анализ судебной практики по данному вопросу в 2013–2015 годах, путаница в толковании возникала в связи с тем, что в указанной статье одновременно содержится как общее условие начисления процентов, в связи с нарушением месячного срока, исчисляемого от даты поступления заявления о возврате, так и императивная норма, которая предписывает начислять проценты со дня, следующего за днем взыскания по день фактического возврата.

Дополнительную сумятицу вносило заключительное предложение рассматриваемой части статьи, в котором вновь появляется условие о нарушении срока возврата: «Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата». Для разрешения данного противоречия в свое время потребовалось вмешательство Верховного суда, который сделал однозначный вывод.

По мнению высшего судебного органа, «из буквального толкования положений приведенной нормы следует, что в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, независимо от того, был нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет. Указанная мера является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и направлена на реализацию принципа охраны частной собственности (часть 1 статьи 35, статьи 52 и 53 Конституции Российской Федерации)». Данный вывод закреплен в обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3 (2015) (утвержден Президиумом Верховного суда РФ 25.11.2015).

После этого бизнес вздохнул с облегчением, посчитав, что в споре по данному вопросу поставлена точка и начисление процентов на излишне взысканные платежи начинается со дня их фактического взыскания. Однако проза жизни оказалась суровее. Учитывая несгибаемую волю и заслуживающую уважения настойчивость и изобретательность таможенных органов по изысканию новых причин и оснований для отказа в начислении процентов, участнику ВЭД, судя по всему, еще неоднократно придется отстаивать свои интересы по такого рода спорам. Можно с большой долей вероятности утверждать, что в итоге правду все-таки придется искать в судах, где в последнее время практика по указанному вопросу установилась однозначная – решение принимается в пользу участника ВЭД.

При этом не думаю, что бизнес в полной мере удовлетворен нынешней политикой большинства таможенных органов при рассмотрении признания начисления процентов на суммы излишне взысканных платежей исключительно по результатам судебных баталий. Хотя стоит признать, что нередки ситуации, когда сам плательщик, несмотря на полученное уведомление от таможенного органа о возможности возврата излишне взысканных платежей, не спешит подавать соответствующее заявление по этому поводу. Тем самым он сознательно допускает увеличение подлежащих начислению процентов.

Здесь следует уточнить, что вступивший в силу с начала этого года Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС) каких-либо новелл в данной области не предложил и ограничился лишь отсылочными нормами к национальному законодательству государства-члена. Анализ трактовок по данному поводу, содержащихся в новом Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который за исключением отдельных частей вступает в силу с 4 сентября сего года, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, в данном документе предусмотрен иной порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.

Теперь по общему правилу в соответствии частью 3 статьи 67 Закона № 289 такой возврат будет осуществляться в форме их зачета в счет авансовых платежей не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания. Авансовые же платежи можно будет вернуть непосредственно на счет плательщика на основании статьи 36 Закона № 289, причем в этом случае заявление о возврате следует подать в таможенный орган не позднее трех лет со дня, следующего за днем последнего распоряжения об их использовании.

Во-вторых, появилось разграничение порядка начисления процентов на суммы излишне взысканных и излишне уплаченных таможенных пошлин. Так, частью 11 статьи 67 Закона № 289 предусмотрено начисление процентов на все случаи излишнего взыскания таможенных платежей. Для излишне уплаченных таможенных платежей, согласно части 18 этой же статьи, проценты будут начисляться в случае, если на дату получения от плательщика распоряжения об использовании авансовых платежей таможенный орган не произвел возврат (зачет) в авансовые платежи сумм излишне уплаченных таможенных платежей в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи.

Кроме этого, новым законом предусмотрены отдельный порядок уведомления о наличии процентов, порядок подготовки и направления заявления о выплате процентов в таможенный орган, а также иные процедуры для реализации прав плательщиков. Отдельно отмечается, что указанные проценты по выбору плательщика могут быть выплачены как в форме зачета в счет авансовых платежей, так и путем зачисления на расчетный счет лица (части 13-16 статьи 67 Закона № 289).

Специалисты считают, что упорядочивание процедуры возврата таких денежных средств позволяет устранить сразу несколько проблем. Поскольку по новому порядку таможенный орган производит зачет излишне взысканных таможенных платежей в счет авансовых платежей без заявления плательщика, то даже при бездействии плательщика размер процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей расти не будет.

Однако хотя все перечисленные изменения позволяют частично устранить недопонимание бизнеса и таможни, при этом на повестке все равно остается главная и самая существенная проблема, которая связана с квалификацией и определением статуса поступивших в бюджет платежей.

По мнению таможенников, если плательщик произвел оплату по требованию об уплате таможенных платежей (имеется в виду «уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени»), то такая оплата произведена добровольно, без применения мер принудительного взыскания.

При этом в контексте главы 18 Закона № 311 слово «взыскание» означало «осуществляемое таможенным органом принудительное отчуждение принадлежащих лицу денежных средств или другого имущества в случае неисполнения (неполного исполнения) этим лицом обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов». Такая трактовка содержится в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 07.12.2017 № Ф05-16604/2017 по делу № А40-13269/17-149-121, постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 № 04АП-683/2018 по делу № А78-16755/2017.

Акцент на отсутствие принудительного взыскания при выставлении требования (уведомления) об уплате таможенных платежей, считают таможенные органы, позволяет квалифицировать таможенные платежи как уплаченные, а не взысканные. Со стороны действительно может показаться, что раз требование (уведомление) оплачено плательщиком путем перечисления денежных средств, то это является его добровольным решением и, соответственно, платеж может считаться не взысканным, а уплаченным. На самом деле такая позиция таможни судами не поддерживается.

На этот счет существенно определение Верховного суда РФ от 26.06.2015 № 305-КГ15-4373 по делу № А41-42272/13, в котором указано: «…выставление требования таможенным органом об уплате таможенных пошлин, налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение такого требования не может рассматриваться как добровольное исполнение декларантом обязанностей по уплате таможенных платежей. При таких условиях подлежащие возврату обществу денежные средства правомерно определены судами как излишне взысканные таможенные платежи, а потому проценты начислены со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата».

В пункте 33 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 № 18 также отмечается правомерность начисления процентов при излишнем взыскании даже в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. Руководствуясь такими правовыми позициями, суды отклоняют приведенные выше доводы таможенных органов и удовлетворяют требования плательщиков о взыскании процентов и возмещении судебных расходов.
При этом отмечу, что Закон № 289 окончательно заменяет понятие «требование об уплате таможенных платежей» на «уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней», которое по своему содержанию практически аналогично требованию.

Возможно, заменив понятие «требование» на «уведомление», таможенные органы преследовали цель изменить правоприменительную практику в части признания такого документа лишь средством извещения плательщика о наличии у него задолженности. Следовательно, платежи, внесенные по такому уведомлению, приобретают статус добровольно уплаченных, что лишает плательщика права на взыскание с таможенного органа процентов в случае, например, признания в дальнейшем такого уведомления недействительным.

Об этом также свидетельствует часть 6 статьи 71 Закона № 289, где указано, что меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению). Здесь следует учитывать, что на данный момент указанные положения нового законодательства идут вразрез с правоприменительной и судебной практикой.

Как будет развиваться ситуация по этому вопросу, покажет время. Однако уже сейчас ясно одно - для защиты своей позиции бизнесу вновь придется пойти в суды, а новый механизм возмещения процентов на суммы излишне взысканных таможенных платежей не будет реально действовать до тех пор, пока таможенные органы не смирятся с тем, что за незаконные действия, приводящие к нарушению прав предпринимателей, все-таки необходимо отвечать материально.

Все новости

X
00:60