АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • 8 (800) 775-45-37

    Беслатно по России

  • +7 (495) 255-02-71

    Для звонков из-за границы

  •  Skype

     ежедневно
    с 9:00 до 21:00

Стратегия сельхозмашиностроения сделана с упором на экспорт

Как стало известно "Ъ", Минпромторг подготовил проект стратегии развития сельхозмашиностроения с акцентом на развитие экспорта. Согласно документу, к 2030 году выпуск должен вырасти втрое, до 280 млрд руб., а экспорт — более чем в 11 раз, до 93 млрд руб., для чего до 2025 года потребуется бюджетное финансирование в 67,4 млрд руб. Критики проекта считают, что в стратегии не уделяется достаточно внимания производству ключевых компонентов и она нацелена на рост объемов без учета изменений в отрасли — все меньшей роли человека в производстве и эксплуатации сельхозтехники

Минпромторг подготовил проект стратегии развития сельхозмашиностроения до 2030 года, рассказали "Ъ" в министерстве. В апреле--мае ведомство проведет публичные обсуждения, по результатам которых согласованный документ в июне рассмотрит правительство. Согласно целям стратегии, к 2030 году выпуск сельхозтехники должен вырасти втрое, до 280 млрд руб., в том числе экспортные поставки увеличатся в 11 раз, до 93 млрд руб. против сегодняшних 8 млрд руб.

Стратегия подразумевает три этапа. Первый этап (до 2022 года) — концентрация на внутреннем рынке, стимулирование обновления парка, сохранение объемов выпуска. Предлагается сохранить программу субсидирования (государство компенсирует российским заводам скидки на технику в 15-20%), при этом размер скидки будет постепенно снижаться: так, в 2021 году она не будет превышать 5%. На это потребуется 45 млрд руб., которые позволят дополнительно реализовать техники на 141 млрд руб., считают в Минпромторге. Кроме того, в рамках существующей господдержки и на фоне финансового оздоровления компаний должны активизироваться инвестиции в разработку новых продуктов, модернизацию мощностей и развитие дилерской сети.

В качестве негативных факторов для производителей в проекте стратегии обозначены неразвитая международная дилерская сеть, избыточные расходы на логистику, низкая узнаваемость брендов. Кроме того, росту отрасли препятствует членство России в ВТО и интеграционные процессы ЕАЭС (члены ЕАЭС занимают четверть российского рынка, в некоторых сегментах — порядка половины), которые ограничивают возможности тарифной защиты и прямой поддержки экспорта. По мнению Минпромторга, мешает и доступ иностранных компаний к господдержке, низкий уровень расходов на проведение научных исследований, а также нехватка квалифицированного персонала.

Минпромторг предлагает сосредоточить специальные усилия на развитии компонентной базы, для чего предоставление господдержки должно быть жестко увязано с соблюдением производителями минимального перечня технологических операций. Кроме того, подчеркивается необходимость межотраслевой кооперации по производству универсальных компонентов (светотехника, элементы интерьера и экстерьера, стекла, ремни). При этом государство должно поддерживать разработку компаниями ключевых компонентов, например трансмиссии.

Второй этап (2022-2025 годы) — фокус на экспорте. К 2022 году он должен вырасти втрое, до 24,6 млрд руб., в 2025 году — до 101,5 млрд руб. Такой потенциал, согласно стратегии, станет возможным за счет резкого восстановления мирового рынка (среднегодовой темп роста в 10-15%). Для достижения целей потребуется предоставление дешевых кредитов (по ставке не выше 5-6% годовых) для зарубежных покупателей либо предоставление скидок. На снижение ставок в 2022-2025 годах, по оценке Минпромторга, нужно потратить 18,4 млрд руб. Для финансирования части затрат на НИОКР предлагается выделить 4 млрд руб. господдержки — по 1 млрд руб. ежегодно. При этом должны быть запущены межотраслевые программы в среднем специальном и высшем образовании. На третьем этапе, после 2025 года, госфинансирование должно потребоваться только для выравнивания конкурентных условий по сравнению с зарубежными производителями, рассчитывают в Минпромторге.

Источник "Ъ" в компании, собирающей технику иностранного бренда в РФ, посчитал документ "сырым": так, нет конкретного плана и финансирования для развития ключевых компонентов (двигатель, трансмиссия и мост), нет слов о производственной кооперации. Кроме того, отсутствует видение будущего — снижение участия человека как в производстве, так и в эксплуатации техники, отмечает он. "Если Минпромторг такое утвердит, то распишется в нежелании модернизировать производство и создавать технику мирового уровня",— заявил собеседник "Ъ".

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting считает целевые индикаторы стратегии "умеренно оптимистичными" и достижимыми при условии достаточной господдержки. По его мнению, драйвером развития может быть не только экспорт (как сейчас указано в стратегии), но и внутренний рынок, так как сейчас в России на единицу площади используется "ничтожно мало" техники. Господин Бабанский считает также, что инвестиции в НИОКР должны быть заложены на более высоком уровне, чтобы не отставать от мировых трендов.