АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • +7 9999-7-9999-4

    многоканальный номер

  • WhatsApp и Viber

    бесплатная консультация

  •  Skype

     ежедневно
    с 24 часа в сутки

Европа заливает контрсанкции вином

Россия входит в пятерку главных покупателей продовольственных товаров из Евросоюза (ЕС). Причем, несмотря на эмбарго, поставки продукции из ЕС в Россию в денежном выражении увеличиваются уже девять месяцев подряд, а июльский рост стал рекордным за последние пять месяцев, составив более 26%. Такие данные приводит Еврокомиссия (ЕК), уточняя, что торговля с РФ развивается за счет товаров, не подпавших под эмбарго

Судя по всему, речь идет об алкогольных напитках, включая вино. Также могли повлиять на статистику поставки детского питания. Именно эти виды товаров лидировали в структуре европейского экспорта по темпам роста.

Еврокомиссия сообщила неожиданные данные о рекордном увеличении поставок своих продовольственных товаров в Россию. В июле 2017-го экспорт продовольственной продукции из ЕС в РФ составил в денежном выражении 497 млн евро, это на 104 млн евро, или на 26,3%, больше, чем было в июле 2016-го.

Если брать относительные показатели, то в июле Россия по темпам роста обогнала даже самого главного европейского покупателя – США: поставки из ЕС в эту страну выросли в июле на 11,4% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

Судя по данным Еврокомиссии, Россия сейчас входит в пятерку основных покупателей европейского продовольствия. На первом месте находятся США. За ними следуют Китай и Швейцария. Россия на четвертом месте. На пятом – Япония. Впрочем, напомним, накануне августа 2014-го, когда российские власти пошли на вынужденные ответные меры и ввели продовольственное эмбарго, РФ была вторым после США основным покупателем продукции из ЕС.

Европейский экспорт в РФ в стоимостном измерении как будто начинается медленно восстанавливаться. По крайней мере с ноября 2016-го ЕК ежемесячно фиксирует рост поставок в Россию в годовом выражении. В отдельные месяцы он достигает нескольких десятков процентов. Первый рекорд был поставлен в январе 2017-го, когда продовольственный экспорт ЕС в Россию вырос сразу почти на 31% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. После января рекордным стал июльский рост, составивший, как уже было указано, более 26%.

Если говорить в целом о европейском экспорте, то в секторальном разрезе наибольший прирост показали сухое молоко, а также товары, не подпавшие под российское эмбарго. ЕК уточняет, что если сравнивать период с августа 2016-го по июль 2017-го с периодом с августа 2015-го по июль 2016-го, то экспорт вина, вермута, сидра, уксуса вырос на 10%, а сухого молока, детского питания и кормов для животных – на 14%.

Алкогольные напитки не подпадают под действие российских контрсанкций. Не распространяется эмбарго и на детское питание. При этом ввоз в Россию сухого молока из ЕС запрещен. Однако в случае молока и молочной продукции тоже есть некоторые исключения: эмбарго не распространяется на безлактозную молочную продукцию, предназначенную для диетического лечебного и профилактического питания.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), импорт алкогольных и безалкогольных напитков из дальнего зарубежья в Россию в январе–июле 2017-го вырос в стоимостном измерении на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а из стран СНГ он вырос на 47%. Любопытно также, что ФТС фиксирует заметный рост импорта молочных продуктов. Импорт молока и сливок сгущенных из дальнего зарубежья в Россию вырос в натуральном выражении на 87% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в стоимостном – более чем в два раза.

При этом импорт из СНГ за указанный период в натуральном выражении даже немного сократился (на 0,5%), а в денежном – вырос на 5%.

Неограниченный импорт алкоголя и особенно вина – болезненная тема для Минсельхоза, который не мог решить, что для потребителя лучше: запрет или разрешение поставок.

Так, в июне 2015-го министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил, что Россия не будет распространять продовольственное эмбарго на вино или кондитерские изделия, так как заместить объемы этой продукции пока невозможно. «Мы еще не производим столько вина, чтобы полностью удовлетворить запросы отечественного потребителя», – говорил Ткачев.

Однако уже в августе 2015-го настрой министра изменился. Ткачев предложил запретить импорт иностранных виноматериалов. «По импорту завозим готовый виноматериал. Наши заводы – цеха по разливу вина. Это недопустимо… Мы должны либо поднять таможенные пошлины кратно, либо закрыть этот вид бизнеса», – говорил он в телеэфире.

Летом 2016-го Ткачев рассказал о боевом настрое крымских виноградарей и о стремлении наладить экспорт российского вина в другие страны, в частности, в азиатские. «Весь мир больше пьет вина, подключаются страны Тихоокеанского региона, тот же Китай, Индия», – отметил тогда министр. По его оценкам, налаживание полноценных поставок крымского вина в страны Тихоокеанского региона займет около пяти лет.

Как говорят некоторые опрошенные «НГ» эксперты, нельзя исключать, что Евросоюз де-факто поставляет в Россию значительно больше товаров, чем указано в его официальной статистике. Есть версия, что продовольственное эмбарго – вовсе не препятствие для поставщиков. СМИ ранее уже сообщали о найденных в российских магазинах устрицах и креветках из Белоруссии, также сообщалось о выявленном реэкспорте через страны СНГ европейских овощей, молочной продукции и т.п.

«Вероятность поставок сухого молока и других молочных продуктов из стран ЕС существует: через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в частности, Казахстан, Армению, Белоруссию. Однако необходим детальный анализ торговых потоков между странами ЕАЭС и ЕС, чтобы можно было с уверенностью говорить о реэкспорте», – сказала вчера «НГ» ведущий аналитик Центра изучения молочного рынка Екатерина Захарова.

«Импортные молочные товары, овощи и другая продукция, попадающая в санкционный список, представлена на российском рынке чаще всего как товары, поступившие из Белоруссии или Казахстана», – соглашается профессор кафедры торговой политики Российского экономического университета им. Плеханова Геннадий Иванов.

«Если есть потребность и выгода, то всегда найдутся каналы для поставок, и перекрыть их полностью мы не сможем, потому что страны, в окружении которых мы находимся, имеют какие-то лазейки, – замечает руководитель Центра международного агробизнеса Академии народного хозяйства и госслужбы Анатолий Тихонов. – Вопрос, в каких это будет объемах?» По мнению эксперта, нелегальный импорт все же не достигает катастрофических объемов.

Аналитики также назвали основные причины увеличения поставок в Россию алкогольной продукции из-за рубежа. «Это укрепление национальной валюты и более высокое качество импортируемой алкогольной продукции по сравнению с российской, – перечисляет Иванов. – Расширяется круг потребителей, предпочитающих более качественные зарубежные алкогольные напитки».

При этом часть экспертов все же не согласились с версией о реэкспорте европейской молочной продукции. По словам гендиректора Petrova Five Consulting Марины Петровой, «вероятность того, что страны Евросоюза окольными путями поставляют сухое молоко в Россию, крайне мала, так как основные российские поставщики сами наращивают объемы производства сухого молока и не заинтересованы в такой перепродаже».

В пресс-службе Минэкономразвития вчера сообщили «НГ»: «Анализ импорта товаров, запрещенных к ввозу на территорию РФ, за 2016 год показал сокращение относительно 2013 года (как наиболее репрезентативного до введения специальных экономических мер) поставок из США, ЕС, Канады, Норвегии и Австралии в стоимостном выражении на 96,3%, в натуральном – на 98,9%. Аналогичная ситуация сложилась в январе–июле 2017 года по отношению к январю–июлю 2013-го».

Все новости

X
00:60