АСМ

Центр сертификации
и разрешительной документации с 1997 г.

  • 8 (800) 775-45-37

    Беслатно по России

  • +7 (495) 255-02-71

    Для звонков из-за границы

  •  Skype

     ежедневно
    с 9:00 до 21:00

Экспорт разгоняется

В России начал бурно расти экспорт автомобилей. Однако пока об экспортном буме машин из РФ говорить рано: в абсолютных величинах объемы таких поставок невелики, перспективы зависят от многих факторов

Российские экспортеры автомобилей нажали на газ, последние данные по динамике поставок автомобилей за рубеж выглядят оптимистично: по данным Федеральной таможенной службы, по итогам января экспорт легковых автомобилей из России в штучном выражении вырос почти в 2,5 раза по сравнению с январем 2016 года (до 3,7 тыс. шт.), в стоимостном — на 54% (до $51,9 млн). При этом экспорт в страны дальнего зарубежья вырос втрое — до 1,5 тыс. автомобилей.

Если в 2015 году из России было экспортировано порядка 40 тыс. автомобилей, то по итогам 2016-го, по предварительным данным Российского экспортного центра (РЭЦ), из РФ за рубеж было поставлено 60 тыс. авто. В текущем же году экспорт ожидается на уровне 110 тыс. машин, а к 2020 году достигнет отметки в 250 тыс. единиц (см. график).

Между тем исторически российский автомобильный экспорт пока смотрится сдержанно и по сравнению с тем, что было во времена СССР. По данным «АСМ-Холдинга», в 1990 году Советский Союз поставлял в разные страны мира 360 тыс. автомобилей, то есть более чем в три раза больше, чем ожидаемый экспорт в текущем году. Правда, в те времена основными потребителями продукции советского автопрома были страны социалистического блока: Венгрия, Югославия, ГДР, Болгария. Хотя были довольно заметны поставки и в так называемые капиталистические страны: в Великобританию, Бельгию, Францию, Турцию, Финляндию.

Сейчас же основными направлениями поставок авто на экспорт является ближнее зарубежье, и в первую очередь страны Таможенного союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). Что же касается других стран, то здесь, по данным компании «Автостат», лидируют Азербайджан, Египет, Украина, Латвия, Ливан, Китай, Германия.

Избыточные мощности

Ключевым стимулом развития экспорта автомобилей из России являются избыточные производственные мощности, которые образовались в результате падения российского автомобильного рынка. Согласно подсчетам, автозаводы традиционных российских автопроизводителей и ведущих мировых концернов способны в общей сложности выпускать 3,2 млн автомобилей в год. Однако, напомним, внутренний российский автомобильный рынок по итогам прошлого года составил 1,4 млн машин и примерно такой же объем ожидается в этом году. Соответственно производители ищут пути поставок своей автомобильной продукции за пределы России, к тому же это становится выгодно в связи с падением рубля. Вот, например, недавно выпускаемые в Тольятти автомобили Datsun начали официально отгружаться на рынок Ливана. По словам руководителей альянса Renault-Nissan, начало поставок машин Datsun из России — это часть плана альянса по глобальному возрождению марки Datsun. Сейчас в Ливан начинают отгружаться произведенные в РФ модели Datsun mi-DO и on-DO. И, вероятно, в ближайшем будущем Datsun из России начнут поставляться и в другие страны Ближнего Востока, а также мира.

Другим примечательным событием в области активизации российского автомобильного экспорта стало объявление концерна Volkswagen о том, что он начинает поставки собираемых под Калугой моделей Volkswagen Polo в Мексику. Немецкий автогигант заявляет, что первоначальный объем поставок этой машины в Мексику (которая здесь будет продаваться под названием Vento) составит несколько сотен седанов, а позже он будет уже исчисляться тысячами.

Не бездействует и марка Renault, которая, помимо продаж выпущенных в России автомобилей в страны ближнего зарубежья, с февраля начала поставлять Duster, Logan и Sandero Stepway во Вьетнам. Также марка объявила о планах экспорта производимого в Москве кроссовера Kaptur в Армению и Азербайджан.

В Армению будет отправлять машины российской сборки и компания Ford, причем в эту страну планируется отгружать весь модельный ряд американского бренда, включая Fiesta, Focus, Mondeo, Explorer, Kuga и EcoSport.

Наращивают экспортные поставки из РФ и корейцы: российский завод Hyundai-Kia помимо стран ближнего зарубежья, в последнее время начал поставки своих машин, например, в Египет, где популярный у нас Hyundai Solaris теперь продается под именем Accent.

Традиционные российские автопроизводители также говорят об усилении экспорта по ряду направлений. Так, «АвтоВАЗ» заявляет о том, что поставки автомобилей Lada в Азербайджан за последний год увеличились в 2,5 раза, а в Германию — более чем в 3 раза: в частности, в Германии растущим спросом пользуется старая добрая российская полноприводная «Нива», которая в этой стране продается под названием Taiga. На днях ведущий российский автопроизводитель объявил, что в текущем году планирует начать тестовые поставки на Кубу.

Помимо этого, в ближайшее время «АвтоВАЗ» планирует вдвое увеличить поставки Lada и в Египет (до 6 тыс. машин). Одновременно тольяттинский автогигант говорит об активизации спроса на российские машины в таких странах, как Перу, Никарагуа, Тунис. В ближайшее время предполагается начать поставки новой Lada Vesta в Сирию, Ливан, Марокко, Тунис, Алжир.

УАЗ заявляет также о росте экспорта: в частности, машины из Ульяновска, по словам представителей предприятия, хорошо уходят в Монголию и Чехию. Ну а Группа «ГАЗ» говорит, что ее автомобили уже поставляются в 39 стран и, в частности, экспорт легкого коммерческого грузовичка «Газель Next» недавно увеличился в такие страны, как Сербия, Черногория, Македония.

Примечательно, что в последнее время из России существенно активизировался экспорт не только автомобилей, но и автомобильных комплектующих. Например, сейчас уже порядка двух третей объема выпуска шин компании Nokian Tyres отгружается в европейские страны. О наращивании экспорта говорит и итальянская Pirelli, которая недавно начала поставлять выпускаемые на своих российских заводах шины в страны Европы и даже Северной Америки.

На экспорт каждое четвертое авто

Российское правительство заявляет, что в перспективе российский автомобильный экспорт может занимать весьма значимую долю. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, к 2020 году экспорт легковых авто должен составлять 25% от общего производства, то есть на выезд из страны с российских конвейеров должен направляться каждый четвертый автомобиль.

Впрочем, у перспектив российского автомобильного экспорта есть и объективные препятствия. Начать с того, что в развитых странах с их плотной конкуренцией российские машины особенно никто не ждет. К тому же сами мировые автоконцерны вряд ли будут подрывать свои же собственные рынки, перенаправляя на них продуктовые потоки из России.​​​​​​​

На рынках же стран третьего мира все не так просто. В некоторых из них, таких как Китай и Индия, есть своя сильная автомобильная промышленность. В других странах рынок уже поделен между мировыми автоконцернами — например, в Индонезии сильны позиции японцев, которые имеют свое мощное лобби в правительстве, жалуются российские экспортеры. На Ближнем Востоке ситуация осложнена политической нестабильностью из-за войны. С рядом стран процесс торговли затрудняют высокие таможенные пошлины: например, в Эфиопии они достигают 35%, во Вьетнаме — 70%, а в Нигерии — 140%. Остро стоит вопрос и логистической составляющей. Страны третьего мира зачастую расположены далеко от России, и к тому же часто у них отсутствует качественная логистическая инфраструктура — например, некоторые экспортеры говорят о перспективах рынка Боливии, но у этой страны нет выхода к морю для удобной доставки автомобилей.

Российские власти уже давно обещают принять специальную программу поддержки российского автомобильного экспорта. Сообщается, что в прошлом году из бюджета на экспорт авто было выделено 3,3 млрд рублей. Однако этих средств явно недостаточно, и в текущем году объем данной поддержки может вырасти в 2–3 раза. В рамках программы власти обещают экспортерам выдавать льготные кредиты, помогать участвовать в выставочной деятельности, а также взаимодействовать со странами, куда ведутся поставки авто, на межгосударственном уровне. Также правительство планирует субсидировать затраты на логистику, что, по мнению экспортеров, могло бы дать ощутимые конкурентные преимущества в продвижении автомобильной продукции в отдаленных странах.

Данные меры могли бы действительно стать стимулом для дальнейшего развития экспорта автомобилей из России.